История театра

История возникновения Самарского театра кукол связана с именами таких прославленных деятелей этого вида исскуства как – Евгений Сергеевич Деммени и Сергей Владимирович Образцов. Именно они сыграли большую роль в становлении и развитии театра кукол не только в нашей стране, но и в Самаре.

Точную дату образования самарского театра кукол установить не удалось. Известно только, что в начале 30 годов, в Самаре существовало большое количество творческих коллективов, работающих в жанре кукольного театра.


1930

Первые сведения о профессиональном театре кукол относятся к 1932 году. Тогда актером ТЮЗа Акимом Трифоновичем Лоцмановым  была создана небольшая труппа кукольников-петрушечников из 5 человек, первых актеров театра.

Сам Аким Трифонович становится его главным режиссером, художником-оформителем, скульптором и декоратором в одном лице. Специально для этого Аким Лоцманов заканчивает курсы актеров-кукловодов в Ленинграде. Его куклы поражали не только тем, что были необыкновенно красивы, но и тем, что очень походили на живых существ, почти реальных, жизненных.

Первые актеры театра Н. Перов, А. Архангельский, Е. Бирюков, А. Лоцманова живо и увлеченно взялись за освоение нового, неведомого театрального жанра. Первые постановки напоминали плакатные агитки. Они так и назывались «Пионер и хитрый дед», «Письмо из Италии», «Лешка и кошка», а также спектакль о правилах дорожного движения «Берегись».Эти представления проходили в заводских клубах, сельских избах-читальнях, а то и просто во дворах и на улицах.

Потребность в театре кукол была настолько велика, что возникает острая необходимость в повышении профессионализма актеров театра. Специально для этих целей из Ленинграда в Самару приезжает известный режиссер — один из основателей русского профессионального театра кукол — Евгений Деммени с ведущим актером-кукольником Михаилом Дрозжиным.

В 1933 году они проводят здесь пятнадцатидневный семинар с практическими занятиями. Работа была настолько увлекательной и интересной, что молодые артисты запомнили эти встречи на долгое время.

По их воспоминаниям, дошедшим до нас, можно судить о том, что каждое занятие приносило новое открытие, новое откровение. В чем и признавался в последствии один из первых актёров театра Николай Васильевич Перов: «Для меня и моих ровесников, эти первые годы работы в театре запомнились на всю жизнь. Нам, начинающим кукольникам, приходилось делать все: строить декорации, мастерить куклы и, конечно же, играть для наших маленьких зрителей».

В 1934 году театр кукол возглавила ученица Е. Деммени Тамара Георгиевна Каракозова. Она была великолепный актер-кукловод, замечательный режиссер, настоящий профессионал, человек большой души. Она являлась образцом для всех актеров, заражая своих коллег страстной любовью к профессии.

С этого момента началась особая эпоха. Актеры лили соленый пот на бесконечных репетициях, осваивая кукол и оттачивая свое мастерство. А после занятий — спектакли… и снова бесконечные, изнуряющие репетиции. Не было тогда у них ни дипломов, ни званий, ни регалий — была только любовь к искусству, грандиозные планы на будущее и золотые руки. С этого времени театр был признан профессиональным коллективом.

Первые постановки были марионеточными. Ставились профессиональные серьезные спектакли — «Гулливер в стране лилипутов», «Маугли», «Цирк дяди Джеймса», «Конек-Горбунок», «Джим и Доллар» и другие. Театр кукол становится популярным у самарской публики, его спектакли востребованы. Двадцать четыре тысячи зрителей смогли увидеть кукольные спектакли за год его работы.

Интересно переплетаются судьбы двух театров — театра кукол и ТЮЗа, а также судьбы людей, работающих в них. В разные периоды времени неизменно появляются настоящие творческие и жизненные союзы. Со дня своего основания театры располагаются вместе, в одном здании на улице Советской (ныне улица Куйбышева). А в 1936 году оба театра переезжают на улицу Самарскую. Вместе объединяются и люди. С первых дней в театре сложился крепкий творческий и жизненный тандем главного режиссера и руководителя музыкальной частью. Пройдет несколько лет, и необыкновенным образом переплетутся судьбы известного самарского драматурга Ирины Тумановской и артиста Вадима Степанова. Долгая и крепкая дружба завяжется у коллектива Куйбышевского театра кукол с Сергеем Образцовым. Любовь к одной профессии соединит жизни артистов Людмилы и Дмитрия Павловых, но это тема для отдельной книги. А пока, можно отметить только, что именно любовь в любом её проявлении открывает неограниченные возможности для творчества и крепко связывает не только судьбы людей, но и устанавливает духовную связь между театром и зрителем.

Возможно поэтому, спектакли Куйбышевского театра кукол пользовались большим успехом. С 1937 года ставятся петрушечные представления – «Красная Шапочка», Е. Шварца, «По щучьему велению» Е. Тараховской, «Гусенок» Н. Гернет и др.


1940

В мае 1941 года театр живёт обычной мирной жизнью и направляется на гастроли в Ульяновск. Известие о начале войны застает артистов на выезде, в пионерском лагере недалеко от станции Подбельск. Весь мужской состав труппы уходит на фронт. В это время в Куйбышев эвакуируются ведущие творческие коллективы страны. Здесь продолжают жить и творить одни из самых известных с стране представителей творческих профессий. Город становится не только «запасной», но и культурной столицей Родины. Не прекращает свою работу и Куйбышевский театр кукол. В театре остались, в основном, женщины, которым приходилось выполнять мужские роли не только в спектаклях, но и в быту.

За годы войны сыграно две тысячи семьсот спектаклей. Семьсот тысяч зрителей смогли увидеть игру актрис театра кукол в те военные годы. У театра появляется новый зритель — это раненые в госпиталях. Сюда артисты привозят лучшие спектакли военного репертуара: «Партизаны», «Сказки партизанского леса», «Как немецкий генерал с поросенком воевал». Первой постановкой в эти годы становится спектакль «Собакам — смерть собачья», где в острой сатирической форме были показаны враги советского народа — Гитлер, Геббельс и другие фашистские заправилы. Гастроли по области в те годы более напоминали марш-бросок. С декорациями, куклами и реквизитом женщины — актрисы ходили из села в село, давая по нескольку спектаклей в день. И только молодость и любовь к своему делу помогали преодолевать усталость и непогоду. Своей профессии остались верны и мужчины-актеры. Так один из первых артистов театра А. Архангельский, служивший во время войны связистом, в перерывах между боями организовывал и сам принимал участие во фронтовых концертах для своих боевых товарищей. Аплодисменты зрителей тех лет для актеров куйбышеского театра кукол были самыми дорогими.

В 1945 году театр получает первую награду за постановку спектакля «Щелкунчик», по произведению Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Этот спектакль был показан на Всероссийском смотре театров для детей в Москве, где занял второе место. Здесь особо была отмечена режиссерская работа Татьяны Каракозовой, постановки которой, по мнению современников, были удивительно удачными и красивыми. Замечательных кукол изготовил для этого спектакля А. Т. Лоцманов, а актрисы-кукловоды А. Рузанова и Р. Шенеман были премированы.

В труппу возвращаются мужчины фронтовики, которые так и остались воинами. И в мирное время они не переставали бороться. Только теперь не за свободу и независимость Родины, а с несправедливостью, чёрствостью, самовеличием — не принимая эти качества не только в себе, но и в других людях.

В это же время в коллектив вливаются и молодые талантливые артисты, одна из них — Антонина Ильинична Ряднова. О ней в театре до сих пор вспоминают с признательностью и любовью. А рассказывала об этом времени Антонина Ильинична так: «Первые годы работы в театре были нелегкими. Работали в основном на выездах, давая в день по несколько спектаклей. Своего транспорта у театра не было. Куклы и декорации возили на специально изготовленной для этого тачке. В дальние районы ездили в битком набитых общих вагонах. Это уже потом появилась «полуторка», в кузове которой находился ящик для кукол и миниэлектростанция. Гастроли начинались с начала мая и продолжались все лето. С собой возили и детей — они в полном смысле слова росли в театре. Играли в сельских клубах и пионерских лагерях. Детям показывали сказки, взрослым что-то вроде концерта».

Несмотря на бытовые трудности тех лет, ставилось по 10 премьер в год. Театр переживает творческий подъем, набирает силу. В репертуаре появились новые названия «Каштанка», «Честное слово», «Поросенок Чок» и др. Свое пятнадцатилетие куйбышевский театр кукол отметил постановкой «Отважная Маринка», в которой рассказывалось о подвигах юных партизан.

В 1934 году театр кукол возглавила ученица Е. Деммени Тамара Георгиевна Каракозова. Она была великолепный актер-кукловод, замечательный режиссер, настоящий профессионал, человек большой души. Она являлась образцом для всех актеров, заражая своих коллег страстной любовью к профессии.

Период конца сороковых годов ознаменован творческими поисками и открытиями. Куйбышевские кукольники осваивают новую технику, раскрывающую более широкие возможности, заставляющую думать, импровизировать, будоражить фантазию. В 1947-м году появляются первые тростевые куклы, которые вводятся в спектакле по сказке нашего земляка С. Т. Аксакова «Аленький цветочек». Эта система становится одной из самых популярных. В Самарском театре кукол ее используют до сих пор. Такие куклы особенно эффектны, так как создают иллюзию самостоятельного движения. Так зарождается неповторимая эстетика современного театра кукол. И, скорее всего, именно в это время приходит особое мировоззренческое отношение к театру кукол, как к месту, где происходят настоящие чудеса, где вечно живёт сказка, где все, даже взрослые, всегда остаются детьми.


1950

Значительно растёт материально-технический и творческий потенциал театра. В коллектив вливаются новые актёры, которые с искренним интересом, страстью и азартом берутся за выполнение любых задач. Они ничуть не меньше были преданы своему делу, чем их старшие коллеги.

Они были настоящими энтузиастами, людьми того времени, открытыми и бескорыстными. И хотя в это время часто сменяются директора и художественные руководители, Куйбышевский театр кукол продолжает жить и творить.

Большим успехом у зрителей пользуются такие спектакли тех лет, как «Иван — крестьянский сын», «Сказка о храбром богатыре Никите», «Иван-царевич и Серый волк».

Опытным актёрам приходилось выполнять и роль режиссёров. Так, А.Н. Архангельский с художником Г. И. Макаровым, поставили чудесный спектакль — «Как храбрый кролик победил мистера Льва» по инсценировке известных сказок о Братце кролике в пересказе Римуса. В этом спектакле удачно был использован «живой план». С помощью этого приёма А. Архангельский сыграл роль рассказчика дядюшки Римуса, а все остальные герои были представлены куклами. У куйбышевской детворы этот спектакль пользовался особой любовью и был сыгран более трехсот раз. Сам Анатолий Николаевич о своей режиссёрской деятельности особо рассказывать не любил: «Мне приходилось ставить спектакли. Среди многих работ — «Дед Мороз», «Пастух и принцесса», «Лиса-разбойница», «Терем-теремок», «Морозко» и другие… Но вообще-то я актёр и режиссурой занимался в силу необходимости».

С приходом в театр главного режиссёра В. Д. Куликова, появляются такие интересные постановки как «Кукла наследника Тутти», «Приключения незнайки», «По щучьему велению» и многие другие, в которых принимают участие и молодые актёры. В 1956 году случилось радостное событие — у Куйбышевского театра кукол появился «свой дом». Для его размещения и работы было выделено часть ведомственного здания на ул. Ново-Садовой, 17. Этот адрес стал излюбленным местом для детей не одного поколения. Долгое время здесь находились не только зрительный зал на двести мест и небольшое фойе, но и художественные мастерские. И хотя помещение было тесным, не хватало места, но, все же, оно было своим. Видимо, не было тогда ни одного ребёнка в Куйбышеве, который не знал бы, где находится кукольный театр.

Количество зрителей, приходящих на его спектакли, продолжает расти. Интерес к этому жанру велик, театр любят, сюда стремятся, здесь аншлаги! Зрительный зал всегда полон и иногда, к великому сожалению и зрителей, и актёров, и администрации, не вмещает всех желающих.

В период с 1957-го по 1959-й года особым успехом маленьких зрителей пользуются спектакли «Чудо-машина» по истории, сочинённой Ю. Елисеевым, «Солдат Иван» по пьесе С. Преображенского, «Три поросёнка» по инсценировке сказки Ю. Олеши и спектакль по произведениям известного сказочника Ш. Перро — «Кот в сапогах».

Примерно в это время в театр приходит директор Лидия Дмитриевна Пландовская, которая оставалась на этом посту более 10-ти лет. Для неё работа в театре началась в период отсутствия главного режиссёра. «Наряду с хозяйственными и финансовыми проблемами приходилось заниматься творческими: формированием репертуара, созданием коллектива единомышленников, выпуском новых спектаклей, поиском интересных пьес», — вспоминает она.

По сёлам, где детвора особенно ждала артистов-кукольников, приходилось ездить на грузовой крытой машине в кузове вместе с декорациями в мороз и буран. В клубы участники выездной бригады входили уже замёрзшими. Приходилось тут же отогреваться и готовиться к выступлению, но это не влияло на качество спектаклей.

Судить об этом времени можно по-разному. Но один факт остаётся неизменным — куклы похожи на своих создателей, и если это так, то здесь работали бескорыстные люди, которые не преследовали своей целью обогатить себя или особо прославиться. Они просто были преданы своему делу — несли детям радость, дарили своим зрителям ожившую сказку, герои которой наивно верят в торжество добра и справедливости и с помощью этой веры творят чудеса.


1960

В конце 50-х, начале 60-х годов кукольный театр особо привлекал внимание общественности. Этому жанру уделяют большое значение в воспитании, в формировании морально-нравственных принципов и эстетического вкуса детей. Возникает острая необходимость в создании кукольных театров. Только в период с 1959 по 1965 годы в стране появляется около пятидесяти новых профессиональных коллективов. Безусловно, основную роль в развитии театра кукол сыграл народный артист СССР, руководитель Центрального театра кукол — Сергей Владимирович Образцов. Он не только занимался творческой и исследовательской деятельностью, но и активно интересовался развитием театра кукол в провинции. Его внимание привлёк и наш театр, сюда он приезжал неоднократно и всегда эти встречи носили не только доброжелательный, но и деловой, творческий характер.

Мастер щедро делился своим опытом. Его связывает крепкая дружба с коллективом Куйбышевского кукольного театра. Именно здесь в 1960-м году Всероссийское театральное общество проводит первую творческую конференцию для кукольников всей страны на тему: «Реализм в театре кукол», «Методы работы над спектаклем».

В 1961 году по приглашению Образцова вся труппа театра, а это четырнадцать человек, впервые побывала на творческой конференции в Москве. С теплотой и благодарностью вспоминают об этом времени ветераны Самарского театра кукол. Им посчастливилось стать первыми зрителями знаменитого спектакля «Необыкновенный концерт». Памятно оно и тем, что коллективу тетра посчастливилось принять участие во встрече с первым космонавтом Земли Ю. А. Гагариным.

В результате проведённой плодотворной работы, совместных занятий и обмена опытом, повышается творческий потенциал и профессионализм коллектива театра. Появляются спектакли, в которых применяются новые ходы и решения. Так в постановке по пьесе А. Михайлова «Честное слово» режиссер М. Бабушкин организовал живое общение актеров со зрительным залом. Таким образом, дети непосредственно принимали участие в действии и помогали героям сказки.

Одно из самых ярких событий в истории Куйбышевского кукольного произошло в июле 1964-го года. Это была первая постановка для взрослых — «Божественная комедия». Исидор Шток написал пьесу для драматического театра, но более известной она стала именно в «кукольном» жанре. Благодаря художественным средствам кукольного театра материал приобретал особое звучание и колорит. Ставил спектакль заслуженный деятель искусств РСФСР П. Л. Монастырский, который впервые работал в этом жанре. На эту постановку его пригласила директор театра Л. Д. Пландовская. Оформлял постановку художник Ю. И. Макаров. Дополнительно к репетициям Монастырский проводил и тренинговые занятия по актёрскому мастерству. По мнению драматурга И. Тумановской, писавшей о постановке, и режиссёр, и актёры работой были увлечены, «горели азартом». В спектакле удачно были совмещены игра актёров в «живом плане» и в кукольном жанре. В заглавных ролях были заняты актёры А. Архангельсий, А. Ряднова, В. Бобровская, а также молодые тогда артисты Р. Свиридов и Г. Мельников.

Именно в эти годы в полной мере раскрывается талант артиста, настоящего художника Анатолия Архангельского, чей многолетний и плодотворный труд был оценен на самом высоком уровне. Вместе с Антониной Рядновой они становятся первыми актёрами в истории Куйбышевского театра кукол, получившими звания заслуженных артистов РСФСР. С большим успехом идут в театре постановки с участием Анатолия Николаевича. Одной из его лучших работ стала главная роль в спектакле «Большой Иван». Именно этой работой был открыт 33-й театральный сезон.

Успехом у зрителей пользуется спектакль-игра по пьесе М. Трувера и Я. Маркасова «Поросёнок Чок». Это яркая работа нового главного режиссёра И. Лукина. Художественно оформил постановку Г. Макаров. Ярко и интересно был сыгран поросёнок Чок опытной актрисой М. Кочетковой. Смело в жанре гротеска представлен Волк в исполнении Ю. Пашнина. Совершенно иной стиль выбрал актер Г. Мельников, показавший доброго и мягкого дядюшку Ежа. Особо была отмечена работа Г. Кисловой, сыгравшей сразу две разнохарактерные роли: Зайку и тётушку Свинью, которых ей пришлось водить одновременно в одной из сцен. Однако, характер каждого персонажа был сохранён и нельзя было заподозрить, что обе куклы вела одна актриса.

В театре аншлаги. В зимние каникулы дают по три спектакля в день и на выезде, и на стационаре. Проходят семинары со школьниками, учителями и пионервожатыми. Творческий коллектив театра — режиссёры, актёры, художники активно участвуют в воспитательном процессе. Проводится конкурс самодеятельных театров кукол, где актёры театра становятся членами жюри и оценивают работу юных артистов.

Из заграничной командировки возвращается актриса Г. Кислова, побывавшая на фестивале болгарских театров кукол в Софии. Творческие успехи театра были отмечены приглашением его директора Л. Пландовской и художника Г. Макарова на конференцию международной секции кукольников УНИМА в г. Ленинград.

В феврале 1967 года, в Куйбышевском театре кукол проходит работа творческой лаборатории под руководством народного артиста СССР Сергея Образцова.

В работе лаборатории принимают участие молодые специалисты: актёры и режиссёры театров кукол со всей страны. В рамках работы этой лаборатории куйбышевцами был поставлен спектакль «Неразменный рубль», режиссёр спектакля И. Лукин, художник Г. Макаров. Постановка осуществлялась под наблюдением Образцова. После просмотра спектакля Сергей Владимирович воскликнул: «Молодцы, мои ученики-куйбышевцы!». Он был приятно поражен качественной и интересной постановкой и оценил её высокую художественную ценность.

Все участники творческой лаборатории, молодые коллеги из Орджоникидзе, Свердловска, Донецка и Перми, присутствовали на премьере и участвовали в обсуждении этой работы. Также были показаны и обсуждены и другие работы театра. Слова, произнесенные мастером в заключительном его выступлении, надолго запомнились всем участникам лаборатории. «Помните! Кукла в руках актера только предмет, только скульптура и не больше. Она может быть так хороша на витрине выставки и оказаться беспомощной и жалкой в руках плохого актера. Актер со всеми присущими ему свойствами — талантом, темпераментом, голосом, умением верить в правду невероятного — только он дает кукле душу, и тогда кукла становится всемогущей».

Осенью 1967-го года артисты Куйбышевского театра кукол принимают участие во втором туре Всероссийского смотра спектаклей театров кукол в городе Горьком, который был посвящен 50-летию Великого Октября, где был показан спектакль «Неразменный рубль».

Члены жюри отметили эту работу, как одну из лучших. Здесь же состоялась встреча актёров с автором пьесы Ю. Елисеевым.

Возникают театры-спутники в Кошках, Пестравке, Красноармейском и Тольятти, шефство над которыми осуществляют артисты театра.

Пользуется успехом постановка по произведениям А. П. Гайдара «Военная тайна», в центре которой выведена история о Мальчише-Кибальчише. Художник Г. Макаров оформил спектакль в духе плакатной живописи 1917-го года, найдены яркие примеры времён гражданской войны. Художественную образность усиливала музыка композитора Е. Тюрина, звучавшая в ритме «октябрьских атак». В спектакле использованы стихи Багрицкого, Светлова, Муссы Джалиля.

В это время в центральной прессе отмечалось сложное материально-техническое положение кукольного театра, находившегося тогда в здании на улице Ново-Садовой. Однако это вовсе не мешает театру выпускать новые спектакли и пользоваться успехом у зрителей. Отметим, что здесь работают очень интересные, творческие личности, возможно, значение которых, было не всегда оценено по достоинству. Но мы с благодарностью и глубокой признательностью вспоминаем о них. Это те, чьими усилиями, волей и талантом создавался Самарский театр кукол.

В 1969 году в театр приходит новый главный режиссёр В. И. Ващаев, продолжает тесно сотрудничать с коллективом заслуженный деятель искусств РСФСР П. Монастырский.


1970

Неоднократно Куйбышевский театр кукол обращается к сказке А. Толстого «Буратино». В 1970-м году на его сцене этот всеми любимый озорной деревянный мальчишка появляется впервые. По пьесе Е. Борисовой режиссером В. Ващаевым был поставлен веселый, яркий, праздничный спектакль. Роль Папы Карло исполнил самый молодой тогда актер театра Дмитрий Павлов, пришедший в театр из художественной самодеятельности. В роли Карабаса Барабаса дебютировал Леонид Кузовнин. Тарабарского короля сыграл Юрий Пашнин. Роль Буратино — заслуженная артистка РСФСР Антонина Ряднова. Музыка для спектакля написана дирижером оперного театра В. К. Метерсоном.

Показывается спектакль «Сембо», пользуются успехом у зрителей постановки «Птичье Молоко», «Тигрик Петрик», «Волшебная Калоша», «Поросенок Чок», «Иван Царевич и Серый Волк». Готовится премьера пьесы — сказки Г. Сапгира и Г. Цыферова «Ты для меня», которую ставил главный режиссер Оренбургского театра кукол Р. Ренц. Премьера спектакля состоялась в ноябре. Вроде бы банальная история о дружбе была решена по-новому, неожиданно, без «кукольного» пафоса. Она трогает настоящей жизненной достоверностью, чутко уловленной правдой отношений двух разных характеров. На премьере присутствовали авторы пьесы.

С этой постановки начинается новая творческая эпоха. В 1971-м году главным режиссером Куйбышевского театра кукол становится заслуженный артист РСФСР Роман Борисович Ренц. Человек с редкой верой в силы, возможности и перспективы этого жанра, настоящий кукольник, один из лучших в то время в стране. Всерьёз и на долго этот человек связал свою жизнь с этим театром, он становится его лицом, душой и вдохновителем. О своем появлении в театре Р. Ренц вспоминал так: «Здесь пришлось не легко. Театр заслуженный, с богатыми традициями, один из самых первых в стране, к тому времени находился, скажем так, не в зените творческого расцвета».

С первых дней работы в театре его волновали вопросы, которые он неоднократно задавал и себе и коллегам: «Ради чего живет кукольный театр? Почему возникает необходимость надеть на руку куклу? Почему бы актерам не сыграть пьесу самим?». «Я считаю, что самое интересное и главное в кукольном театре — это пластическая жизнь. Кукла не воспроизводит, а пародирует человека. Кукла освежает ассоциативные связи, ставшие в других родах искусства штампами…», — говорил Ренц.

Становятся обычным явлением занятия с коллективом по актерскому мастерству, кукловождению, по ритмике и сценическому движению.

Он ставит перед собой задачу — создать спектакль для взрослых в «кукольном» жанре. В перспективе уже намечена постановка «Маленького принца» по сказке Антуана де Сент-Экзюпери. А в планах — строительство нового большого и красивого здания театра кукол. И он его строит, но не в камне, а в душах детей, в их горящих радостью глазах.

Всё это в перспективе, а пока… Премьера спектакля «Чебурашка», сценическая версия известной сказки Э. Успенского и Р. Качанова.

Представление начиналось с того, что актеры, выйдя на сцену, выстраивали из сценических кубов декорации спектакля. Они смело выходят из-за ширмы, впрямую общаясь с куклами, которых ведут; рассказывают о себе и о них зрителям, открыто переживают и волнуются за героев. Открытость спектакля сразу создает между зрителем и исполнителями атмосферу доверия, что отражало детское восприятие кукольного театра, ту условность, которая понятна только им. Спектакль был оценен, как новая качественная ступень развития театра, как проба неизведанного, его удача.

В 1972-м году на базе Куйбышевского театра кукол открыта творческая лаборатория под руководством его главного режиссёра, заслуженного артиста РСФСР Р. Б. Ренца. На первое заседание съехались режиссеры из Ульяновска, Пензы, Рязани. Тема дискуссии: «Современный спектакль в театре кукол», поиск новых форм и средств воздействия с помощью этого жанра. Работа проходила в порядке живого общения, что вызвало массу положительных откликов у деятелей театра кукол. Позже эта конференция продолжила свою работу в Ульяновске. Там присутствовали режиссеры из Волгограда, Казани, Уфы и Куйбышева. Обсуждались принципы распределения ролей, создания творческой атмосферы, способы репетирования и работы над ролью.

В театре происходит сложная, кропотливая, но интересная работа. Новые постановки своими смелыми и неожиданными решениями в корне переворачивают представления о кукольном театре. Становится очевидным, что этот театральный жанр более серьёзен и глобален, чем обыденное представление о нём. Появляются новые спектакли, работа над которыми захватывает всех и не только актёров, но и работников художественного и постановочного цехов.

Возникает успешный творческий союз замечательного режиссёра и талантливого драматурга. Событием в театральном мире того времени, настоящим праздником для детей стала постановка инсценировки Романа Ренца и Владимира Молько «Пионерские песни».

Это марш пионерского звена, это яркое праздничное представление, музыкальное кукольное ревю по популярным произведениям детских композиторов. Герои спектакля – герои песен, известные всем ребятам. Постановка была красочной и динамичной. В этой работе почти перед всеми артистами стояли трудные задачи, ведь некоторые действующие лица необычны. Например, Знамя — А. Архангельский. Куклы в буквальном смысле «говорили» без слов. Персонажи так ярки и выразительны, что не остается бледных и неинтересных сцен. В роли Ведущего в этом спектакле появляется главный режиссёр театра Р. Ренц. Показы этой постановки всегда сопровождались неизменными аншлагами. Позже эта работа была представлена на смотре спектаклей детских театров Российской Федерации, посвященной 50-летию пионерской организации.

А уже в сентябре новая творческая удача. Премьера спектакля по пьесе М. Гаева и М. Табиева «Дзег сын Дзега». Здесь была создана таинственная, по-настоящему сказочная атмосфера. Однако, в строгий эпический стиль осетинской сказки врываются веселые интонации, элементы легкого приключенческого повествования.

Настоящим открытием тех лет стал спектакль «Приготовьте улыбку», постановка главного режиссера театра Романа Ренца. Он не перестает экспериментировать, искать новые формы, смело работать с куклой. Авторами сценария этой феерической музыкальной пародии снова становятся заслуженный артист РСФСР. Р. Ренц и куйбышевский драматург Владимир Молько. По жанру это спектакль — концерт, который большей частью подчинен ритму и музыке. Для самого театра он стал спектаклем-экспериментом, спектаклем-лабораторией. Впервые в этой постановке выстроена не повествовательная, а концертная форма кукольного представления. Используются куклы с различной техникой вождения; марионетки, куклы двухметрового роста, куклы в классическом плане — с артистами, скрытыми за ширмой. Откровенно выстроены взаимоотношения актеров, большую часть спектакля присутствующих на сцене. Артисты сами могут представить эстрадный мир, вступить во взаимодействие с куклой. Внимание критиков привлекла работа художников Л. Григорьевой, И. Жердер и В. Хохлова. С помощью художественного решения и ярких актерских работ, через кукол были показаны основные пороки и недостатки человека. Этот спектакль долгое время пользовался большим успехом у «взрослых» зрителей. Труппа театра пополняется новыми актерами.

В Тольятти создан филиал Куйбышевского театра кукол. Более сотни спектаклей показано театром в 1973 году. Куйбышевский кукольный театр становится одним из ведущих в стране. Его работа отмечена на самом высоком уровне. Об успехах театра пишут в центральной прессе. В газете «Советская культура» выходит развёрнутая статья о Романе Борисовиче Ренце. Министерство культуры СССР, ЦК профсоюза «Служащих сельского хозяйства и заготовок» наградили театр почетным дипломом за активное участие в культурно-массовой работе на селе.

В 1974 году Р. Ренц присутствует на международном фестивале кукольных театров «Скупово-Пльзень» в Чехии, участники которого пришли к единодушному мнению — художественные возможности кукольного жанра далеко не исчерпаны. Постоянно поддерживается живой контакт со зрителями: школьниками, учителями и воспитателями. Собираются отзывы, проводятся творческие встречи и конференции, организуются шефские спектакли и выставки.

И вот в сентябре — замечательное для театра событие. Открытие нового здания театра на улице Льва Толстого 82. Задолго до начала спектакля театр окружила детвора. Организован детский праздник. Разрезана алая ленточка. В руках у главного режиссера Р. Ренца символический ключ от нового здания. Его вручили дети с просьбой дарить им добрые и веселые спектакли.

В театре кукол по-прежнему аншлаги. А Роман Ренц мечтает о постановке Шекспировского «Макбета», для осуществления которой театр должен будет ступить на более высокий уровень, и к этому есть все предпосылки. В июле начались приемные экзамены во вновь созданное при музыкальном училище отделение актеров кукольного театра. Первые студенты уже приступили к занятиям.

В декабре 1974 года Куйбышевский театр кукол идет на смелый эксперимент. После удачной постановки П. Л. Монастырского, после нашумевшего, хорошо известного спектакля С. В. Образцова, состоялась премьера для взрослых «Божественная комедия» И. Штока. Критики к новой постановке отнеслись с особым вниманием и отметили, что куклы в спектакле были представлены слабо. Но спектакль веселый, развлекательный. Он делится на две части. Первая часть сыграна динамично, в едином ироническом ключе. Вторая – нежная, трогательная, лирическая (это сотворение Адама и Евы). Центральную сцену спектакля, рассказывающую о земной жизни Адама и Евы, играют не куклы, а актеры. И это уже не Адам и Ева, а совсем другие персонажи, как бы из другой пьесы. А вот публика отреагировала на спектакль восторженно. По мнению некоторых зрителей эта была одна из самых успешных работ Куйбышевского кукольного.

В 1975 году появляется одна из любопытных работ театра — постановка спектакля по произведениям А. Гайдара «Военная тайна». Главный режиссер театра Р. Ренц и художник Ю. Минаев открыли в этой работе новую художественную образность, совместив традиционное восприятие сказки с оригинальным решением. Всадник зовущий на бой с врагом, появляется не как кукла, а с помощью образа созданного актером Л. Митрофановым — фигура на белом коне. Вообще актеры, исполняющие «живой план» выступают как гипербола, преувеличение, как знаки или символы. Куклы гротескны, с ярко вырисованными характерами, способны к трансформации, принижая или вознося героев спектакля. Продолжается многолетняя и творческая дружба с известным драматургом Генрихом Вениаминовичем Сапгиром. В театре поставлена ещё одна его пьеса «Остров капитанов», написанная в соавторстве с С. Прокофьевой. Это «Морская сказка в 2-х действиях», с прологом. Куйбышевский кукольный театр стал первым театром, поставившим эту пьесу. По режиссерской задумке в спектакле действовали не только герои-люди, но и звери, и море, и парусные корабли. Куклы превращались из одних образов в другие. Спектакль призывал ребят мечтать и бороться за осуществление мечты.

В июне 1976-го года главный режиссер Куйбышевского театра кукол, засл. артист РСФСР — Р. Б. Ренц принимает участие в работе двенадцатого конгресса международной организации деятелей театра кукол УНИМА в Москве. Как член президиума Советского центра этой организации он принимал участие не только в ее работе, но и в международном фестивале кукол, проходившем в это же время.

Планируется представить проект нового здания, которое должно было строиться на территории детского парка, на пересечении улиц Московское шоссе и Советской Армии. Ведётся предварительная работа над спектаклем «Маленький принц», которую Р. Ренц считает одной из своих самых главных работ.

В театре с успехом идет спектакль с использованием тростевых кукол «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», в котором явно прорисована фольклорная основа, помогающая разглядеть за кажущейся простотой глубокий смысл, тему добра, нравственной чистоты и любви. Художник Татьяна Рассказова оживляет фантазию зрителя, уделяя внимание деталям, здесь вещи говорят сами за себя, как одушевленные символы.

В апреле 1978 года в труппе театра работают двадцать человек, из них четырнадцать имеют специальное образование. Шесть лет в театре трудится режиссер Евгения Заборовская. Уверенно заявила о себе в роли главного художника Татьяна Рассказова – выпускница Ленинградского института театра музыки и кинематографии. Второй сезон успешно работает в качестве заведующей музыкальной частью Елена Сердотецкая. Она закончила Лениградскую консерваторию. В планах коллектива создание «наивного театра» для самых маленьких зрителей.

Р. Ренц в буквальном смысле слова создает свой театр. Коллектив пополняется его учениками, многие из них работают в театре до сих пор. Это Тамара Загоскина, Анатолий Жерноклёв, Нина Панина, Людмила Павлова, Нелли Чернышёва. В марте 1978-го года состоялся выпуск на отделении «Артист театра кукол» при Куйбышевском музыкальном училище. Ещё во время обучения студентов вводят в спектакли основного репертуара театра. А теперь, шесть выпускников приглашены сюда на работу. Главный режиссер Р. Ренц считает, что коллектив уже сформирован.

В декабре 1978-го года Роман Ренц осуществляет свою давнюю мечту. Состоялась премьера «Маленького принца» спектакля, постановку которого Роман Борисович задумал давно. Его учитель С. В. Образцов, узнав о намереньях своего ученика, пытался отговорить от такого сложного для воплощения на «кукольной сцене» материала. Но увидев, насколько велико было намерение мастера, пристально наблюдал за его работой. Инсценировку по философской сказке Антуана де Сент-Экзюпери главный режиссер Куйбышевского театра написал сам. По оформлению художника Татьяны Рассказовой на сцене была выстроена круглая конструкция, похожая на барабан. По ходу действия она превращалась в эстрадную ударную установку, в самолет и колодец, обнаруженный в пустыне, где главный герой погибал от жажды. По задумке режиссёра, на сцене основными действующими лицами стали не столько куклы, сколько артисты представившие историю в «живом плане». Актеры «в открытую» водили куклу, удерживая образ, который они играли, вступали в непосредственный живой контакт с куклой, взаимодействовали с нею. В спектакле создана задушевная атмосфера, объединявшая зрительный зал с происходящим на сцене. Некоторые актерские работы можно расценивать как индивидуальные удачи. Дмитрий Павлов сумел не только мастерски сыграть Лиса, но и показать свое отношение к нему.

Лис символичен, как общее понятие дружбы и мудрости. Самая сложная и главная роль - роль летчика. Сыграть эту роль – писателя Антуана де Сент-Экзюпери, рассказывающего о своей жизни, посчастливилось артисту Вадиму Степанову. Его образ — образ человека не потерявшего связь с мечтой, помнящего о том, что в каждом взрослом живет ребенок. Спектакль произвел настоящий фурор. Эта постановка никого не могла оставить равнодушным, заставляя размышлять, постигать отчеканенный афоризм истины «Ты в ответе за тех, кого приручил». Маленького принца сыграла артистка Н. Мякишева. Этот герой был решен как воплощенный образ Детства. Первый раз он появляется на сцене как мечта — прозрачный, почти неосязаемый. Удивителен, прекрасный цветок «Роза» в исполнении Н. Чернышовой. Он скорее символ любви, нежности и женственности. Миру чистой мечты в спектакле противопоставлен мир материальный, который проявляется тоже символично — «взрослые», «здравомыслящие» люди, появляющиеся в черных мантиях, как вороны над полем боя. Из всех восторженных отзывов самым дорогим для коллектива театра стала высокая оценка спектакля народным артистом СССР Сергеем Образцовым.

В апреле 1979-го года главный режиссер Куйбышевского театра кукол, заслуженный артист РСФСР Р. Ренц принимает участие в юбилейном праздновании 50-летия УНИМА и проходящем в Бельгии международном фестивале театров кукол. В конце 70-х Куйбышевский театр кукол переживает творческий подъем. Спектакли театра идут с большим успехом. Труппа пополнилась молодыми талантливыми актерами. Возросло мастерство артистов и качество спектаклей.


1980

В начале 80-х Куйбышевский кукольный становится одним из самых популярных театров в стране. Каждая новая постановка вызывает живой интерес зрителя. Не прекращается творческий поиск. Появляются интересные и яркие работы: «Полосатая история» по пьесе М. Супонина и «Стойкий оловянный солдатик», поставленный к 175-летию со дня рождения великого сказочника Ганса Христиана Андерсена. Этот спектакль становится участником второго тура Всесоюзного смотра ТЮЗов и театров кукол. В октябре еще одна премьера по сказке А. Абу-Бакра «Говорящий кувшин». С этим спектаклем театр принимает участие в фестивале национальной драматургии народов СССР.

В это время отмечается возросший интерес к «кукольному» жанру. В областных центрах возникают новые коллективы, которым театр оказывает шефскую помощь. Продолжается набор и обучение студентов на отделение «Артист театра кукол» при Куйбышевском музыкальном училище. Проводятся творческие встречи, беседы, выставки.

Обновлен фасад здания, модернизированы рекламные щиты, более светлым и нарядным стало фойе театра, удобным и красивым становится и зрительный зал. В театре – аншлаги. В сентябре-октябре труппа театра гастролирует в Крыму.

В 1981-м году театр снова обращается к творчеству русского писателя А. Толстого. Эта инсценировка известной сказки «Буратино», была написана Е. Борисовой еще в 50-е годы. В ней автор весьма вольно обошлась с оригинальным сюжетом. Однако дети встречали такую интерпретацию восторженно — спектакль получился. Новые приключения старых знакомых увлекли зрителя.

Оригинальной находкой режиссера можно считать то, что спектакль шел с большим антрактом, во время которого маленькие зрители участвовали в конкурсе акварельных рисунков, были заняты в театральной музыкальной викторине и делились своими впечатлениями с родителями. По мнению критиков, это был настоящий праздник театра!

Возникает особая театральная эстетика, где большое внимание уделялось работе со зрителем. Для детей, впервые пришедших сюда, педагог Светлана Николаевна Титаренко создает атмосферу доброжелательности, помогает войти в этот удивительный и необыкновенный мир, имя которому — Театр. Ведётся разъяснительная работа с родителями. Главный режиссер театра, заслуженный артист РСФСР Р. Ренц уделяет большое внимание воспитанию правильного отношения к искусству, развитию внимания и фантазии у малышей.

Созданный им театр живёт как большой слаженный организм, внутри которого нельзя не творить, нельзя оставаться в стороне от происходящих вокруг событий. Молодые артисты работают живо и увлечённо. По их инициативе возникла идея ехать на одну из великих строек того времени — БАМ. Комсомольцы театра обратились в обком ВЛКСМ с предложением включить их в состав одного из агитпоездов и одновременно к главному режиссеру Р. Ренцу с просьбой подготовить для поездки несколько номеров. Так было создано представление «Вокруг да около эстрады». Спектакли игрались на стихийно организованных площадках, артистам пришлось испытать все прелести бездорожья и условий быта, наслаждаться красотой природы и теплотой, с которой их встречали строители магистрали, среди которых были не только взрослые, но и много детей. В состав этой группы вошли артисты: Лев Митрофанов, Дмитрий Павлов, Людмила Павлова, Ирина Петрова, Анатолий Жерноклев, Нелли Чернышова, Ольга Демьяненко, Павел Павлов, руководитель театра Роман Ренц и трое работников технических цехов. Творческий потенциал театра в это время настолько велик, что его артисты сами создают новые запоминающиеся проекты. Осенью 1981-го года в Куйбышеве с большим успехом идет самостоятельная работа актеров театра «Два пуделя» по пьесе С. Золотникова. На сцене двое — Он и Она, в образах хозяев собак, которых они вывели на прогулку. Собаки и есть куклы, а актерам, играющим двух одиноких, неустроенных в жизни людей приходится быть кукловодами и одновременно вести свои «драматические» образы. Этот спектакль — новелла о любви, которой не суждено было случиться, не мог оставить зрителя равнодушным.

А в декабре зрители восторженно встречают премьеру в Куйбышевском театре кукол — спектакль «Вокруг да около эстрады». Идея создать спектакль-концерт родилась внутри коллектива. Она была поддержана и оказалась настолько жизненной, что развилась в большую и серьёзную работу. Инсценировка создана режиссером-постановщиком, заслуженным артистом РСФСР Р. Ренцом, в соавторстве с С. Табачниковым. Но это не застывший раз и навсегда сюжет, остроту и привлекательность создаёт яркий и точный отклик на происходящие реальные события. Художник Татьяна Рассказова воплощает в куклах точную пародию, шарж на представителей самых разных эстрадных жанров.

Отмечено мастерство актеров, которые работают на сцене приемом открытого кукловождения. Их образы ярки, точны, выполнены со вкусом и хорошим чувством юмора. С течением времени спектакль видоизменяется. Появляются новые номера, постоянно вводятся уточнения образов. Работа над материалом не прекращается. Спектакль настраивал актёров, как камертон, пробуждал их творческую активность, будоражил труппу изнутри, не давал успокоиться. По мнению специалистов, он вполне может конкурировать со знаменитым «Необыкновенным концертом» созданным в театре Образцова.

Ещё одной яркой, эмоциональной и запоминающейся работой мастера в апреле 1982-го стала премьера спектакля «Механические псы», по пьесе И. Тумановской. Это инсценировка известного романа Рэя Бредбери «451 градус по Фаренгейту». Роман Ренц пришел к необычному решению спектакля, шокирующему и рискованному: в спектакле театра кукол нет ни ширм, ни декораций, ни самих кукол. На сцене актеры. И все же почти все персонажи спектакля — куклы. «Механическая» пластика, вместо лиц-маски, вместо одежды — униформа. Все символично, гротескно. Это философская притча. История о человеке, ставшего механической игрушкой, разучившегося мыслить и удивляться прекрасному, вдруг обнаружившему, что есть обычные человеческие чувства, ради которых не жалко отдать собственную жизнь. Таков главный герой спектакля Монтег сыгранный А. Жерноклевом. Запоминающийся и яркий образ создал Л. Митрофанов — Брандмейстер Битти. Отмечена в этом спектакле работа Вадима Степанова, который играл и Монтега, и Битти. Две разноплановые роли. Один — одухотворен и наполнен, а второй — с еще только зародившимся сомнением в душе, постоянно убеждающий себя и остальных в правильности дела, которому служит. Специально из Рязани приглашен художник Виктор Попов. Ему удалось на крошечном пятачке кукольной сцены, при помощи наклеенной на картонной подвеске фольги и театрального света создать объемное зрелище пожара. Поражал и волновал зрителей финал спектакля, когда выжившие после пожара люди собирают по кусочкам портрет Моны Лизы.

Неотъемлемой частью творческой жизни Куйбышевского кукольного того времени являлись театральные фестивали. В мае состоялась поездка в Болгарию, в город Стара-Загора, где были показаны два спектакля «Веселые игры» — для детей и «Маленький Принц» — для взрослых. Позже отправились в Ленинград, где принимали участие в заключительном туре смотра драматургии и театрального искусства народов СССР, посвященного 60-летию образования Советского Союза. На сцене большого театра кукол были показаны спектакли по пьесам Ахметхана Абу-Бакара «Иди и найдешь» и «Говорящий кувшин». Выступления театра получили высокую оценку, а спектакль «Говорящий кувшин» был удостоен диплома фестиваля.

Народный писатель Дагестана Ахметхан Абу-Бакар, высоко оценил работу куйбышевцев. На родине автора, где театр побывал с гастролями, было сыграно около 50-ти спектаклей. Министерство культуры Дагестана наградило театр почетной грамотой.

Деятельность театра получает широкий резонанс. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Куйбышевский областной театр кукол, за заслуги в развитии театрального искусства награжден почетной грамотой.

Осенью 1983-го года областной театр кукол с большим успехом гастролирует в Риге, где были показаны спектакли «Вокруг да около эстрады» и «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Более 50-ти спектаклей увидели рижане в те дни. Здесь было отмечено, на сколько высок профессиональный и художественный уровень театра.

В декабре 1984-го года была представлена премьера спектакля для детей и родителей «Андерсен и Дюймовочка», по пьесе куйбышевского драматурга В. Молько. Снова режиссер-постановщик Р. Ренц приглашает талантливого художника В. Попова. Постановка стала ещё одним витком в развитии театра. Здесь много образных режиссерских находок и немало актерских удач, таких как работа А. Жерноклева, сыгравшего самого Андерсена и Оле Лукойе. Пленительный, по-настоящему сказочный и в тоже время живой образ Дюймовочки создают обе исполнительницы Н. Мякишева и Л. Павлова. С большой любовью работают артисты даже над самой крохотной ролью. Это — О. Демьяненко, Н. Чернышова, Л. Маклашина, Д. Павлов, И. Васильева, П. Павлов. Интересно музыкальное решение композитора Л. Вахмянина. Театральный критик и драматург Ирина Тумановская так описывает свои впечатления о спектакле: «…Несется по синему небу белоснежный Конь Пегас. Потом, опускаясь на землю, он словно впрягается в колесницу фантазии сказочника, везет ее все дальше и дальше в мир сказки. И сказка рождается на глазах, рождается так, как она может родиться только в театре кукол».

Многолетняя творческая дружба связывает Куйбышевский кукольный театр с известным московским драматургом Генрихом Вениаминовичем Сапгиром. Автор удивительных детских пьес побывал в театре, где с особым вниманием относятся к его творчеству. Он признает, что более всего ему по сердцу спектакль «Лошарик», премьера которого состоялась в марте. Здесь использован весь арсенал выразительных средств современного кукольного театра. В спектакле много актерских удач. Г. Сапгир дал высокую оценку куйбышевскому театру кукол: «Мне кажется, здесь всякая фантазия реальна, ощутима. В общем, кукольный театр близок мне тем, что это — театр человеческого воображения. Все что не вообразишь, можно показать».

Театр продолжает активно гастролировать и кроме радости встреч со зрителями других городов, актёры испытывают и некоторое разочарование. В Тамбове зрители были открыты и доброжелательны, а помещение театра так просторно и хорошо оборудовано, что куйбышевские актеры ощутили, как тесны для них стали родные стены. Насколько ярче и зрелищнее становятся те же спектакли на большой сцене, в большом переполненном зрителями зале. Театр нуждается в новом здании — тесные гримёрные, маленький и душный зрительный зал, плохо оборудованная сцена. Разработан проект нового здания.

В это время ведется работа по повышению профессионально мастерства актеров. Проводятся тренинги и индивидуальные занятия. Для активизации самостоятельного творчества труппа разбита на две группы. Молодежная — «Поиск», и старшая — «Момент». Цель молодежной группы — поиск новых форм, новых идей, новой драматургии. У «Момента» задачи серьезнее — создание театра кукол, способного остро и оперативно откликаться на требования сегодняшнего дня.

Эта деятельность приносит свои плоды. В мае 1985-го года состоялась премьера спектакля для взрослых «Шар голубой», посвященного сорокалетию Победы и приближающемуся XII Всемирному фестивалю молодёжи. Идея создания спектакля зародилась в коллективе во время поездки на БАМ, как серия политических миниатюр, в острой сатирической, гротескной форме рассказывающей «о врагах социализма». Инсценировку написал драматург Ю. Орлицкий. В подобном жанре некогда работал С. В. Образцов, но это было в годы Великой Отечественной войны. А в 80-е к таким постановкам обращались довольно редко. Коллектив театра подал заявку в оргкомитет Всемирного фестиваля молодежи с предложением показать этот спектакль гостям фестиваля.

В ноябре 1985-го года в Куйбышеве прошел республиканский семинар драматургов, пишущих для театра кукол. Он посвящался теме «Сказка на сцене кукольного театра». В работе семинара приняли участие известные писатели, режиссеры, деятели театра, специалисты в области эстетического воспитания детей. Они по достоинству оценили работу областного театра кукол. Кандидат психологических наук, научный сотрудник НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, А. Мелик-Пашаев так делился своими впечатлениями с коллегами: «В куйбышевском театре кукол мы увидели прекрасное «сказочное» начинание — работу актеров и педагогов с детьми в большом антракте между частями спектакля, здесь вместе со взрослыми рисуют, читают стихи, поют. Можно сказать, что сказка дает человеку первую ориентировку в мире нравственных ценностей, простые, но яркие и глубокие идеалы характеров и поступков». Театральный критик из Москвы К. Мухин это мнение поддержал: «Вне сомнения, Куйбышевский кукольный в меру своих возможностей стремится приобщить детей к миру театра, к миру сказки. И в лучших своих работах, таких как «Лошарик» Г. Сапгира, Р. Ренца — есть настоящее понимание ребенка, забота о нем. А это – самое главное в нашем «сказочном» мире».

Спектакли Куйбышевского областного театра кукол с успехом принимаются не только зрителями родного города, но и в других городах страны. Появляются новые спектакли «Страусенок Роки», «Проданный смех», «Обезьянка Анфиса». Администрация театра объявляет о начале нового этапа в репертуарной политике. Начиная с 55-го сезона, театр ставит ежегодно четыре спектакля, больше внимания уделяя их качеству.

Разработана программа «направленное воспитание малыша» (НВМ), предполагающая активное сотрудничество театра с детскими садами города. Началась обстоятельная теоретическая подготовка — приглашены ведущие педагоги, психологи, детские писатели и драматурги. В рамках этого эксперимента предполагалась работа с детьми в возрасте от трех лет.

В 1988-м году уходит на пенсию главный режиссер театра, заслуженный артист РСФСР — Роман Борисович Ренц. «Восемнадцать лет в жизни человека — самая малость», - вспоминала об этом времени драматург Ирина Тумановская, — «Восемнадцать лет в жизни театра, можно сказать, целая эпоха. В жизни Куйбышевского — Самарского театра кукол это была «эпоха» наивысшего творческого подъёма».

А творческая жизнь не прекращается. Появляются новые спектакли. Артисты побывали на гастролях в Днепропетровске.

В 1989-м году главным режиссером Куйбышевского кукольного театра становится Владимир Иванович Куприн.

Он вернулся в родной город по приглашению областного управления культуры, привлечённый перспективой строительства нового современного здания театра. Однако разразившийся в стране экономический кризис не позволил случиться этому событию. Но не здание было главным для нового режиссёра. Он знал куклу не только как актёр, он мог создать её сам, легко разбирался во всех технических тонкостях её строения и конечно создавал свою эстетику, кукольный театр, о котором говорил так: «Я не приемлю театр кукол как развлекательный. Он должен быть всяким. И тут опять главное — найти понятный и доходчивый язык общения». За время его работы в театре была создана благоприятная обстановка для маленьких зрителей, особенно для тех, кто оказался здесь впервые. Внимание к театру кукол не ослабевает и не только со стороны зрителей. Высоко оценён многолетний труд замечательного и талантливого актера Дмитрия Иосифовича Павлова, которому присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.

В жизни театра, как и в жизни человека, случаются не только радости, но и не простые ситуации. Приходилось испытывать последствия политической и экономической нестабильности государства. Однако, несмотря на сложившееся тяжёлое материальное положение, театр не прекращает своей работы. Идут спектакли старого репертуара. В планах театра новые постановки.


1990

Новый 58-й сезон открыт спектаклем «Необычайные приключения Маши Петровой в подземном царстве» по пьесе Э. Успенского и Р. Качанова «Наследство Бахрама». Эта постановка была тепло встречена зрителями. Репертуар обновляется, здесь можно увидеть новые интересные работы. Появился спектакль «Бестолковый Вомбат, или велосипед с красными колесами» по пьесе Т. Власовой, главный режиссёр театра В. Куприн представляет постановку по пьесе М. Бартенева «Макарова месть», главный режиссёр Брянского театра кукол Я. Мер ставит в Куйбышеве комедию для школьников «Две царицы» по пьесе В. Синакевича.

Для повышения профессионального мастерства актёров организованы регулярные занятия по актерскому мастерству, вокалу и сценической речи.

На базе театра постоянно действует консультационный пункт для самодеятельных кукольных коллективов. Проводятся творческие встречи, шефские спектакли, беседы с родителями, семинары для учителей и воспитателей детских садов. Главный режиссёр театра В. Куприн озадачен поиском новой драматургии. А пока репертуарная политика ориентирована на классику.

 

 

 

 

 

 

В 1991-м году совместно с городским дворцом пионеров организован и проведен городской фестиваль школьных кукольных кружков под названием «Петрушкины забавы». Отремонтированы основные и вспомогательные помещения театра, появилось новое оборудование.

К открытию нового сезона проводятся выступления детских коллективов, организуются художественные выставки, встречи с артистами и художниками. Здесь стараются, чтобы каждое посещение театра стало настоящим праздником для детей.

Одной из самых замечательных режиссёрских работ В. Куприна стал спектакль по пьесе А. Попеску «Солнечный лучик» — добрая и искренняя история об одиночестве, взаимопонимании и дружбе.

В это же время театр приглашают на гастроли в Пакистан, Канаду, Израиль, Голландию, Австрию, Польшу. Но руководство театра вынуждено отказаться от поездки по причине отсутствия финансовых средств.

Всё-таки, творческий потенциал коллектива настолько велик, что поместить его в рамки одной географической точки невозможно. Театр продолжает гастролировать. Спектакль «Макарова месть» на фестивале в Нижнем Новгороде получил высокую оценку критиков, хотя в Самаре был принят холодно и настороженно.

При институте искусств и культуры набран курс по подготовке актеров театра кукол. Руководит курсом В. И. Куприн.

В октябре 1992-го года Самарский театр кукол гастролирует в Москве. Был показан спектакль «Солнечный лучик». Для искушенной московской публики этот спектакль оказался неожиданным сюрпризом. Он заострял внимание маленьких зрителей на значении происходящих событий, заставлял задуматься над внутренним глубоким смыслом. Отмечена непривычная художественная стилистика спектакля, нежность взаимоотношений персонажей мышонка Муфа и фарфоровой балерины Пит. Достойно высокой похвалы искусство артистов. Московские зрители надолго запомнили эти гастроли самарцев. В сентябре 1993-го года артисты Самарского театра кукол приняли участие в международном фестивале театров «Рязанские смотрины». Главная идея фестиваля — собрать людей, способных объединиться не ради власти и денег, а ради духовных ценностей. Первым спектаклем фестиваля стал уже признанный зрителем «Солнечный лучик». Несколько раз во время выступления самарских артистов зрительный зал взрывался аплодисментами, а когда спектакль закончился, зрители долго не отпускали актёров со сцены. Отзывы о спектакле и профессионализме заслуженной артистки России Н. Мякишевой и артистов О. Демьяненко, Л. Васильевой, Л. Павловой, В. Андриянова, а также в адрес режиссёра-постановщика В. Куприна были самые восторженные. Высокую оценку спектаклю дала гостья фестиваля, режиссёр и соучредитель Парижского театра кукол очаровательная мадам Мирей, отметив прекрасную атмосферу спектакля и отточенное мастерство актёрского ансамбля. За участие в этом фестивале Самарский театр кукол был отмечен дипломом и приглашён на «Рязанские смотрины – 95».

Почти одновременно с началом 61-го сезона Самарский кукольный театр принимал у себя гостей из Оренбурга, Брянска, Астрахани, Нижнего Новгорода и ещё тридцати городов России. Именно в Самаре решено было собрать творческую лабораторию кукольных театров, на которую съехались режиссёры, актёры и драматурги со всей страны. Читались пьесы, смотрелись спектакли, обсуждались проблемы современного театра кукол.

Неотъемлемой частью творческой жизни Куйбышевского кукольного того времени являлись театральные фестивали. В мае состоялась поездка в Болгарию, в город Стара-Загора, где были показаны два спектакля «Веселые игры» — для детей и «Маленький Принц» — для взрослых. Позже отправились в Ленинград, где принимали участие в заключительном туре смотра драматургии и театрального искусства народов СССР, посвященного 60-летию образования Советского Союза. На сцене большого театра кукол были показаны спектакли по пьесам Ахметхана Абу-Бакара «Иди и найдешь» и «Говорящий кувшин». Выступления театра получили высокую оценку, а спектакль «Говорящий кувшин» был удостоен диплома фестиваля.

Театр принимает участие в фестивале «Звучащий мир Волги». Для детей-сирот, инвалидов и детей из малообеспеченных семей показан новый спектакль театра «Царевна – лягушка», по пьесе Нины Гернет. В музыкальном оформлении этого спектакля принял участие оркестр народных инструментов Волжского народного хора.

Эти годы отмечены появлением интересных постановок. Смелым творческим шагом стало воплощение на сцене Самарского театра кукол спектакля по пьесе чешского драматурга Ладислава Дворского «Прыгающая принцесса».

Это одна из удачных постановок главного режиссёра Владимира Куприна. Премьера прошла с большим успехом и до сих пор сохранена в репертуаре театра.

Уже в следующем месяце новая яркая работа – спектакль «Белоснежка и семь гномов». Эта волшебная сказка заставляла воспринимать поступки и переживания героев вполне серьезно не только детей, но и взрослых. Авторы пьесы О. Табаков и Э. Устинов. Режиссёр-постановщик Владимир Куприн так рассказывал об этом спектакле: «Мы постарались довести персонажи до гротеска, чтобы получилась квинтэссенция образа, из комического сделать трагическое и наоборот».

Красивы, интересны и красочны настоящие артисты Самарского кукольного — сами куклы. Их изготавливают в творческих мастерских театра, где работают профессионалы своего дела. Руководит этой работой - заведующий постановочной частью Валерий Аркадьевич Коротков. В середине 90-х здесь трудятся пять человек. Это мастер-бутафор Людмила Петровна Терешкина, которая работает в театре более двадцати лет. Примерно столько же работает в мастерских портниха — Вера Васильевна Хохлова. Мастер на все руки, конструктор-механик — Евгений Белянин. Ведь и от этих людей зависит сложившаяся за много лет ситуация — в Самарском театре кукол всегда аншлаги.

В 1996-м году в репертуаре насчитывается двадцать спектаклей, по мотивам хорошо известных сказок: «Царевна лягушка», «Морозко», «Машенька и медведь», «Солнечный лучик», «Ура! Австралия», «Буратино и золотой ключик» и др

В октябре в труппу театра приняты выпускники Самарской академии искусств и культуры. Начальник управления культуры администрации области Светлана Петровна Хумарьян принимает активное участие в жизни театра. Все чаще и чаще в местной прессе обсуждается вопрос о том, что театру кукол необходимо новое здание.

В 1997-м году в штате театра насчитывается семнадцать артистов, труппа обновляется молодыми кадрами. Наблюдается профессиональный их рост. Тесно сотрудничает с коллективом самарский композитор В. Максимов. В это время художественными мастерскими театра руководит зав. постановочной частью Евгений Петрович Горбунов, который работает здесь и сегодня.