Сквозь историю. 40-е годы

Мы продолжаем знакомить вас с отдельными страницами истории Самарского театра кукол. Сегодня цикл публикаций «Сквозь историю» пополнит рассказ о следующем десятилетии нашей театральной жизни – на очереди 40-ые.

В мае 1941 года театр живет обычной жизнью и направляется на гастроли в Ульяновск. Известие о начале войны застает артистов на выезде, в пионерском лагере недалеко от станции Подбельск. Практически весь мужской состав труппы уходит на фронт. Однако Куйбышевский театр кукол не прекращает свою работу: женщинам, которые остались в театре, пришлось выполнять мужские роли и в спектаклях, и в быту.

Коллектив театра 40-е годы

 

За годы войны театром было сыграно 2700 спектаклей. 700 тысяч зрителей смогли увидеть игру актеров в военные годы. У театра появился новый зритель — раненые в госпиталях. В госпитали артисты привозили лучшие спектакли военного репертуара: «Партизаны», «Сказки партизанского леса», «Как немецкий генерал с поросенком воевал». Первой постановкой в военные годы стал спектакль «Собакам — смерть собачья», где в острой сатирической форме были показаны враги советского народа — Гитлер, Геббельс и другие фашистские заправилы.

Дети на спектакле 40-е годы

 

Гастроли театра по области в военные годы напоминали марш-бросок. С декорациями, куклами и реквизитом женщины-актрисы ходили из села в село, давая по нескольку спектаклей в день. Своей профессии остались верны и мужчины-актеры. Так один из первых артистов театра Анатолий Архангельский, служивший во время войны связистом, в перерывах между боями организовывал и сам принимал участие во фронтовых концертах для своих боевых товарищей. Аплодисменты зрителей тех лет для актеров Куйбышевского театра кукол были самыми дорогими.

 

Архангельский А. Н.

В 1945 году в труппу театра возвращаются мужчины-фронтовики. Еще недавние участники войны так и остались воинами — они не перестали бороться и в мирное время. Только теперь не за свободу и независимость Родины, а с несправедливостью, черствостью и бессердечием, не принимая эти качества не только в других людях, но и в себе.

 

Коллектив театра 40-е годы

Практически сразу после окончания войны в коллектив театра вливаются и молодые талантливые артисты, одна из них — Антонина Ильинична Ряднова. О ней в театре до сих пор вспоминают с признательностью и любовью. О том времени Антонина Ильинична рассказывала так: «Мои первые годы работы в театре были нелегкими. Работали в основном на выездах, давая в день по несколько спектаклей. Своего транспорта у театра не было. Куклы и декорации возили на специально изготовленной для этого тачке. В дальние районы ездили в битком набитых общих вагонах. Это уже потом появилась «полуторка», в кузове которой находился ящик для кукол и миниэлектростанция. Гастроли начинались с начала мая и продолжались все лето. С собой возили и детей — они в полном смысле слова росли в театре. Играли в сельских клубах и пионерских лагерях. Детям показывали сказки, взрослым что-то вроде концерта».

 

Ряднова А. И.

 

Несмотря на бытовые трудности тех лет, во второй половине 40-х театр переживает творческий подъем и набирает силу. В репертуаре появляются новые названия: «Каштанка», «Честное слово», «Поросенок Чок» и др.

Период же конца 40-ых – ознаменован творческими поисками и открытиями: куйбышевские кукольники начинают осваивать новую технику, заставляющую думать, импровизировать, будоражить фантазию. В 1947-м году появляются первые тростевые куклы, которые вводятся в спектакле по сказке нашего земляка Сергея Аксакова «Аленький цветочек». Эти куклы создавали иллюзию самостоятельного движения и выглядели особенно эффектно. Именно с этого момента и начала зарождаться неповторимая эстетика современного театра кукол.