Сквозь историю. 60-е годы

Мы продолжаем знакомить вас с отдельными страницами истории Самарского театра кукол. Сегодня цикл публикаций «Сквозь историю» пополнит рассказ о следующем десятилетии нашей театральной жизни – эстафету принимают 60-е.

 

В начале 60-х годов искусство театра кукол привлекает к себе все большее внимание общественности. Возникает острая необходимость в создании кукольных театров: только в период с 1959 по 1965 годы в стране появляется около 50-ти новых профессиональных коллективов.

Основную роль в развитии театра кукол сыграл народный артист СССР, руководитель Центрального театра кукол Сергей Владимирович Образцов. Он не только занимался творческой и исследовательской деятельностью, но и активно интересовался развитием театра кукол в провинции. Его внимание привлек и наш театр – сюда он неоднократно приезжал и всегда эти встречи носили не только доброжелательный, но и деловой, творческий характер. Образцова связывает крепкая дружба с коллективом Куйбышевского кукольного театра. Именно здесь в 1960-м году Всероссийское театральное общество провело первую творческую конференцию для кукольников всей страны на тему: «Реализм в театре кукол», «Методы работы над спектаклем».

Творческая встреча с С.В. Образцовым

В 1961 году по приглашению Образцова вся труппа театра (а это 14 человек) впервые побывала на творческой конференции в Москве. Коллективу театра не только посчастливилось стать первыми зрителями знаменитого спектакля «Необыкновенный концерт», но и принять участие во встрече с первым космонавтом планеты Юрием Гагариным. В результате проведенной плодотворной работы, совместных занятий и обмена опытом вырос творческий потенциал и профессионализм коллектива, появились спектакли, в которых применялись новые ходы и решения.

Одно из самых ярких событий в истории Куйбышевского кукольного театра произошло в июле 1964-го года. Это была первая постановка для взрослых – «Божественная комедия». Исидор Шток написал пьесу для драматического театра, но более известной она стала именно в «кукольном» жанре. Благодаря художественным средствам кукольного театра материал приобретал особое звучание и колорит. Ставил спектакль заслуженный деятель искусств РСФСР П.Л. Монастырский (он работал в этом жанре впервые), а оформлял постановку художник Ю.И. Макаров. По мнению драматурга И. Тумановской, писавшей о постановке, и режиссер, и актеры были безумно увлечены этой работой.

Репертуар театра 66-67 гг.

Именно в 60-е годы в полной мере раскрывается талант артиста Анатолия Архангельского, чей многолетний и плодотворный труд был оценен на самом высоком уровне. Вместе с Антониной Рядновой они становятся первыми актерами в истории Куйбышевского театра кукол, получившими звания заслуженных артистов РСФСР.

Антонина Ряднова

Вторая половина 60-х – время аншлагов в театре. В зимние каникулы давали по 3 спектакля в день и на выезде, и на стационаре. Проходили семинары со школьниками, учителями и пионервожатыми. В это же время из заграничной командировки возвращается актриса Г. Кислова, побывавшая на фестивале болгарских театров кукол в Софии. Творческие успехи театра были отмечены приглашением его директора Л. Пландовской и художника Г. Макарова на конференцию международной секции кукольников УНИМА в Ленинград.

А в феврале 1967 года в Куйбышевском театре кукол проходила работа творческой лаборатории под руководством народного артиста СССР Сергея Образцова. В работе лаборатории приняли участие молодые специалисты: актеры и режиссеры театров кукол со всей страны. В рамках лаборатории куйбышевцами был поставлен спектакль «Неразменный рубль». Постановка осуществлялась под наблюдением Образцова. После просмотра спектакля Сергей Владимирович воскликнул: «Молодцы, мои ученики-куйбышевцы!» Он был приятно поражен этой интересной постановкой и высоко определил ее художественную ценность. Слова, произнесенные мастером в заключительном выступлении, надолго запомнились всем участникам лаборатории: «Помните! Кукла в руках актера только предмет, только скульптура и не больше. Она может быть так хороша на витрине выставки и оказаться беспомощной и жалкой в руках плохого актера. Актер со всеми присущими ему свойствами – талантом, темпераментом, голосом, умением верить в правду невероятного – только он дает кукле душу, и тогда кукла становится всемогущей».

 

Творческая лаборатория под руководством С.В. Образцова

В конце 60-х гг. у Куйбышевского театра кукол появляются театры-спутники в Кошках, Пестравке, Красноармейском и Тольятти. Шефство над ними взяли на себя артисты Куйбышевского театра.

.