Сквозь историю. 70-е годы

Мы продолжаем знакомить вас с отдельными страницами истории Самарского театра кукол. Сегодня цикл публикаций «Сквозь историю» пополнит рассказ о следующем десятилетии нашей театральной жизни – на очереди 70-ые.

 

В 1970-м году на сцене Куйбышевского театра кукол появляется всеми любимый озорной деревянный мальчишка – Буратино. Режиссером В. Ващаевым был поставлен веселый, яркий, праздничный спектакль. Роль Папы Карло в нем исполнил самый молодой тогда актер театра Дмитрий Павлов, пришедший в театр из художественной самодеятельности. В роли Карабаса Барабаса дебютировал Леонид Кузовнин, а роль Буратино досталась заслуженной артистке РСФСР Антонине Рядновой.

В это же время готовится премьера пьесы-сказки Сапгира и Цыферова «Ты для меня», которую ставил главный режиссер Оренбургского театра кукол Роман Ренц. Вроде бы банальная история о дружбе здесь была решена по-новому, неожиданно, без «кукольного» пафоса. Она трогала зрителей жизненной достоверностью, чутко уловленной правдой отношений двух разных характеров.

Спектакль «Ты для меня»

С этой постановки у театра начинается новая творческая эпоха – в 1971-м году главным режиссером Куйбышевского театра кукол становится заслуженный артист РСФСР Роман Борисович Ренц. Он всерьез и надолго связал свою жизнь с этим театром, став его лицом, душой и вдохновителем. О своем появлении в театре Ренц вспоминал так: «Здесь пришлось нелегко. Театр заслуженный, с богатыми традициями, один из самых первых в стране, к тому времени находился, скажем так, не в зените творческого расцвета». С приходом Ренца в театре стали обычным явлением занятия с коллективом по актерскому мастерству, кукловождению, ритмике и сценическому движению.

Роман Борисович Ренц

Настоящим открытием тех лет стал спектакль «Приготовьте улыбку», постановка главного режиссера театра Романа Ренца. Он не перестает экспериментировать, искать новые формы, смело работать с куклой. По жанру это был спектакль-концерт, подчиненный ритму и музыке. Для самого театра он стал спектаклем-экспериментом, спектаклем-лабораторией: в нем была выстроена не повествовательная, а концертная форма кукольного представления, использовались куклы с различной техникой вождения (марионетки, куклы двухметрового роста, куклы в классическом плане).

«Приготовьте улыбку». Цыган

В начале 70-ых Куйбышевский кукольный театр становится одним из ведущих в стране. Об успехах театра писали и в центральной прессе: так в газете «Советская культура» вышла развернутая статья о Романе Борисовиче Ренце. Министерство культуры СССР, ЦК профсоюза «Служащих сельского хозяйства и заготовок» наградили театр почетным дипломом за активное участие в культурно-массовой работе на селе.

В сентябре 1974 г. происходит замечательное для театра событие – открытие нового здания театра на улице Льва Толстого, 82.

 

Субботник перед открытием здания на Льва Толстого, 82, апрель 1974 г.

В 1975 году появляется одна из любопытных работ театра – постановка спектакля по произведениям А. Гайдара «Военная тайна». Главный режиссер театра Р. Ренц и художник Ю. Минаев открыли в этой работе новую художественную образность, совместив традиционное восприятие сказки с оригинальным решением. Всадник, зовущий на бой с врагом, появляется не как кукла, а с помощью образа, созданного актером Л. Митрофановым – фигура на белом коне.

«Военная тайна». Л. Митрофанов.

В июне 1976-го года главный режиссер Куйбышевского театра кукол, заслуженный артист РСФСР Роман Ренц принимает участие в работе XII конгресса международной организации деятелей театра кукол УНИМА в Москве. Как член президиума Советского центра этой организации он принял участие не только в ее работе, но и в международном фестивале кукол, проходившем в это же время.

В декабре 1978-го года Ренц осуществил свою давнюю мечту – состоялась премьера спектакля для взрослых «Маленький принц», постановку которого он задумал еще в начале 70-ых. Его учитель Сергей Образцов, узнав о намереньях своего ученика, пытался отговорить от такого сложного для воплощения на «кукольной сцене» материала. Но увидев, насколько велико было намерение мастера, пристально наблюдал за его работой. Инсценировку по философской сказке Антуана де Сент-Экзюпери главный режиссер Куйбышевского театра написал сам. По оформлению художника Татьяны Рассказовой на сцене была выстроена круглая конструкция, похожая на барабан, которая по ходу действия превращалась в эстрадную ударную установку, в самолет и колодец, обнаруженный в пустыне, где главный герой погибал от жажды. По задумке режиссера на сцене основными действующими лицами стали не столько куклы, сколько артисты, представившие историю в «живом плане». Актеры «в открытую» водили куклу, вступая с ней в непосредственный контакт.

 

Афиша спектакля «Маленький принц»