Дмитрий Павлов
Заслужить звание заслуженного артиста в театре кукол значит заслужить любовь и признание самых беспристрастных зрителей. Он заслужил. Взрослый ребенок, он знал и понимал эту публику как никто другой.
Свой первый кукольный спектакль, "Сказку про козла", Дима Павлов поставил и сыграл в своем дворе. Юному дарованию тогда едва исполнилось шесть лет. Правда, всерьез о театре Дима задумался гораздо позже. В школьные же годы увлекался спортом и добился больших успехов в волейболе.
После школы Дмитрий твердо решил стать артистом. Хотел сниматься в кино "крупным планом", играть в театре. Друзья рассказывают, что поступал в студию при театре драмы, прошел два тура, но, увы…
Попытки покорить столицу тоже успехом не увенчались. В 1968 году он узнал, что театру кукол во вспомогательный состав требуются актеры мужчины. Пришел в театр и вскоре стал в нем незаменим, задействован во всех спектаклях.
Во многом благодаря режиссеру Роману Ренцу, Дмитрий Павлов нашел себя в театре кукол. Спектакли Ренца стали для Дмитрия этапными. Они раскрыли редкий драматический талант актера.
Дмитрий Иосифович болел за все, что происходит в театре, начиная от поломанного кресла и заканчивая декорациями и костюмами. Его счастливая семейная жизнь сложилась благодаря театру.
Людмила и Дмитрий Павловы прожили вместе 32 года. Для актерского брака явление уникальное. Прожили, что называется, душа в душу. Они поженились в 1975 году. Через год родилась дочка Аннушка, и уже на следующий же день счастливый отец отправился на военную службу.
Актерский талант Дмитрия Павлова выходил за рамки репертуара детского театра. После того как Роман Ренц ушел из театра кукол, Павлов успешно работал и с другими режиссерами. Были творческие удачи, были интересные роли. В 1988 году Дмитрий Иосифович был удостоен звания заслуженного артиста России большая редкость для артиста-кукольника. В 2002 году за спектакль "Чудо в перьях" получил премию "Самарская театральная муза".
Снимая фильм о Романе Ренце, мы невольно сблизились. Наши случайные встречи вдруг перестали и мне, и ему казаться случайными. Помню, как, рассмеявшись, мы одновременно сказали об этом. Помню, как однажды он сказал мне едва ли не шепотом: "Как бы я мог сыграть короля Лира! Я готов к этому, я уже придумал весь спектакль. Не беда, что все считают кукольный театр театром для детей. Беда в том, что здоровье не то!.." В тот вечер я спросил у него, отчего это все называют его исключительно по имени. Он улыбнулся: "Любят, наверное. И, знаешь, меня называют Димой все, и уже 100 лет!.."
О Павлове часто говорили: "Везунчик, любимец фортуны!" Должно быть, ему везло в жизни: любимая работа, жена и дочка, которых он обожал. Его жизнь вполне можно было бы назвать сказкой. И эту сказку он создавал изо дня в день…
1995 год, кровотечение желудка. Ни на обследование, ни на лечение не было ни средств, ни, так уж повелось у актеров, времени. Когда врачи наконец поставили диагноз, он не поверил, что у него рак, работал до конца. С его диагнозом каждый день мог стать последним. А он не верил или не хотел верить, что силы уходят. Весело, назло болезни он снова и снова выходил на сцену.
С театром Людмила и Дмитрий Павловы объездили весь Советский Союз от Риги до БАМа. Гастроли, фестивали, выездные спектакли. Они много и часто путешествовали вместе.
Грай в спектакле "Зачарованный лес" его последняя роль. Главный художник московского областного театра кукол и просто друг семьи Елена Богданова вместе с Людой Павловой написали эту пьесу и посвятили ее Диме. Старый кукольник прощается со своими куклами, прощается со зрителями, прощается со сценой. Главный герой словно списан с Дмитрия. Вскоре его куклы останутся без хозяина. Последний, прощальный спектакль.
Он был на больничном две недели. Лучше не становилось. Людмиле предлагали отвезти мужа в хоспис. Бросить? Оставить умирать в одиночестве? А как же "с любимыми не расставайтесь"? На предательство она пойти не могла. В последние дни Дима почувствовал себя лучше: ходил по квартире, много читал, общался с друзьями, шутил. Мечтал сыграть "Дорогу в Вифлеем", рождественский спектакль. Домашний театр его семейный проект, задуманный давно…
Однажды Дима уснул и не проснулся. Его не стало на Пасху. Люди верующие считают это Божьей благодатью. Говорят, так уходят праведники. Домашний вертеп так и остался недостроенным, рождественская сказка недосказанной. Все куклы в сборе. Не хватает только их хозяина…
Александр ИГНАШОВ «Самарские судьбы» № 2/2009