«Карлик Нос» стал человеком
В минувшие выходные Самарский театр кукол представил премьеру спектакля по сказке Вильгельма Гауфа «Карлик Нос». Работа режиссера из Санкт-Петербурга эксклюзивна: Игорь Игнатьев ставил спектакль специально для нашего театра и ожиданий зрителя не обманул. Малыши и их родители наконец-то дождались полноценной премьеры в кукольном. Анонсированная ранее постановка чеховской «Каштанки» прошла практически незамеченной. Вначале было заявлено о большой премьере, появились анонсы, зритель ждал, а в итоге оказалось, что спектакль настолько сырой, что внимание к спектаклю пока может быть лишним. «Каштанка» все-таки появилась, но об этом мало кто узнал...
В этот раз, слава Богу, все прошло без происшествий. Подготовка к постановке немецкой сказки продолжалась около двух лет. Все это время велись переговоры с заслуженным деятелем искусств России, двукратным обладателем высшей театральной премии «Золотая маска» Игорем Игнатьевым. Параллельно готовились декорации и сами куклы. Планомерная репетиционная работа началась в апреле. Режиссер на это время перебрался в Самару, где сам руководил постановочным процессом.
Сценарий «Карлика Носа» был написан Игнатьевым специально для Самарского театра кукол. В своей инсценировке он практически не отошел от классического сюжета.
«Когда сказка из истории, написанной в книге, становится спектаклем, она, конечно же, изменяется, – сказал режиссер. – Но, как мне кажется, если ты берешься рассказывать в театре сказку, знакомую и любимую многими с раннего детства, нужно быть очень осторожным. Ведь встретиться со старым другом, который так изменился, что его и узнать-то нельзя, не всегда бывает приятно».
Театральное перевоплощение мальчика Якоба в уродливого носатого карлика (его играла симпатичная кукла в руках актрисы Татьяны Ишмухаметовой) самарский зритель принял на ура. Сценическое решение оказалось необычным. Практически все в новой постановке было эффектно, неожиданно, но без излишеств. Порадовала публику красивая игра света с использованием элементов лазерного шоу. Актеры – Иван Мокроусов, Ольга Гуреева, Ирина Пашкевич и другие – рассказывали сказку и становились ее непосредственными участниками, неплохо пели и танцевали, увеличивались и уменьшались в размерах, а порой даже меняли время и пространство...
Что же касается темы произведения, то «Карлик Нос», если сформулировать кратко, – это спектакль о человеческой красоте. О том, что красота — не во внешности человека, а в том, что у него внутри, в душе. Отрадно, что донести эту мысль до шестилетних ребят (а спектакль предлагается к просмотру детям со школьного возраста) питерскому режиссеру и самарским актерам с успехом удалось.
Андрей Цедрик, «Волжская коммуна»
26 мая 2009 г.