«Каштанка» в Питере

На интернациональном театральном фестивале Самарский театр кукол представил свою премьерную постановку на международном бьеннале «КУKART-IX» в Санкт-Петербурге. Поездки наших театральных коллективов с выступлениями в другие города - это всегда вызов, интрига и проверка на качество: одно дело когда труппа выступает перед своим постоянным зрителем, который за неимением альтернативы может принять на "ура" и не особо выдающуюся работу; но когда спектакль представлен на суд незнакомой публики, причем без преу­величений весьма избалованной и требова­тельной, – в такой ситуации не приходит­ся рассчитывать на снисхождение, а любые отговорки становятся неприемлемы и даже нелепы. 

 Интересно заметить, что изначально по­ездка на фестиваль «КУKART-IX» не входи­ла в планы коллектива Самарского театра кукол. Как это часто бывает со многими яр­кими и судьбоносными событиями в жизни, и здесь не обошлось без некоторой случай­ности (что чаще всего оказывается хорошо замаскированной предопределенностью): художник Петербургского театра сказки Ан­на Игнатьева, которая весной работала над постановкой спектакля «Карлик Нос» в на­шем театре, увидела «Каштанку» и, высоко ее оценив, поделилась своим мнением с кол­легами в городе на Неве. В их числе оказал­ся и президент фестиваля «КУКАRТ» Давид Бурман, предложивший руководству Самар­ского театра кукол послать заявку на фести­валь.
К слову сказать, «КУKART» - самый крупный и самый престижный форум ку­кольных и синтетических театров, не имею­щий аналогов в своей сфере. Начиная с 1993 года он регулярно проводится в период «бе­лых ночей», с конца июня до начала июля. «КУKART» можно назвать своего рода зер­калом новейших тенденций кукольного теа­тра: его программа традиционно отличается повышенным вниманием к новаторству, по­искам и экспериментам в области формы и театрального языка.

 В преддверии 150-летия со дня рождения А.П. Чехова в «КУKART-IХ» была включе­на специальная программа из спектаклей по произведениям писателя. Очень показатель­но, что среди огромного количества заявок, полученных от региональных театров со всей страны, для участия был отобран имен­но спектакль «Каштанка» Самарского теа­тра кукол. Зрители фестиваля увидели его 28 июня на сцене Санкт-Петербургского Боль­шого театра кукол.

 По словам автора постановки, главно­го режиссера Самарского театра кукол Вла­димира Гусарова, «Каштанка» представля­ет собой театральную элегию, адресованную самой широкой аудитории, но прежде все­го, конечно же, детям в возрасте от пяти лет. В спектакле, премьера которого состоялась в Самаре 27 марта этого года, задействова­но семь актеров, различные виды кукол и несколько масок. Сценографию придумал лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» художник Александр Алек­сеев (г. Санкт-Петербург), а оригинальную музыку написала композитор Ирина Бело­ва (г. Москва). «Можно ли объяснить, за что мы кого-то любим? А если можем, разве это любовь?» – такие вопросы, по словам ре­жиссера, поднимаются в этом спектакле, по­священном прежде всего непостижимости этого чувства.

 Реакция публики на фестивале была не­ожиданной для самих авторов и участников спектакля: после продолжительных оваций, которые прерывались лишь трехкратны­ми вызовами на «бис», к самарцам подходи­ли пожимать руки и поздравлять с успехом коллеги из других театров. Но самым удиви­тельным явилось то, что в последний день фестиваля некая пожилая петербурженка-театралка передала Владимиру Гусарову за­печатанный конверт. «Прочитайте потом», - лишь сказала она и куда-то исчезла. «Я долго не решался вскрыть его: мало ли что там бы­ло написано!» - признался режиссер, но ока­залось, что бояться ему было совершенно нечего. «Не часто сейчас идешь из театра с чувством радости от прикосновения к свет­лому, доброму, не агрессивному, а к насто­ящему, подлинному, без подтекста, без сар­казма, без двусмысленности, без намеков» - такими словами начиналось письмо. «Уди­вительно тонко, со знанием и вкусом пере­дана Москва чеховского времени: снег, дома, фонари, прохожие, дворник, цоканье копыт по мостовой, шаг солдат – какая-то обжитая размеренность прошлого соприкоснулась со зрителем звуком, светом, дыханием - это та­лантливая режиссура… Куклы здесь живые, настоящие, они больше чем образы». Та­кой отзыв действительно дорогого стоит и может служить показателем качества само­го спектакля и уровня работы нашего театра кукол.

Владислав Басов "Самарская газета"

17 июля 2009