Игорь Дунаев: "Отрицательные роли интереснее"

- В служебной характеристике о вас написано коротко: «Должность - артист-кукловод высшей категории, образование высшее (Рязанский филиал Московского государственного института культуры), в Самарском театре кукол работает с 2002 года». Как вы пришли в театр, как стали актером?

- В театр я пришел довольно поздно – в 25 лет. Это был Рязанский театр кукол. Поработал несколько лет и ушел, стал вести кукольный кружок в ДК «Октябрь». Потом у меня заболела мама, и я уехал к ней в Узбекистан, где родился. Там создал свой театр – «Дракоша», где был главным режиссером и художественным руководителем. С «Дракошей» мы ездили на фестиваль в Самарканд и вернулись с призом президента Узбекистана. В 95-м я уехал в Похвистнево, где тоже создал свой театр – «Див», который до сих пор существует. С ним мы ездили на первые Дельфийские игры и привезли оттуда медаль. А потом сюда переехал, работаю актером. А как режиссер в Тольятти я поставил пять спектаклей в театре «Пилигрим».

- Почему вы выбрали именно кукол?

- Если честно, я никогда не думал, что буду работать в кукольном театре. Собирался стать актером драматического театра, занимался в драмкружке. А тут пришел директор Рязанского театра кукол и спросил, кто хочет у них работать. Там был дефицит в мужском составе.

Я решил попробовать и с тех пор не расстаюсь с куклами. Видно, судьба такая.

- Тяжело было осваивать профессию кукольника?

- Очень тяжело. У актера на сцене все свое – лицо, руки, ноги, а тут все чужое. Первое время тяжко приходилось, привыкал постепенно, потом пошло легче.

- Кто был вашим первым учителем?

- Валерий Шацкий - режиссер, президент Всероссийского общества кукольников. Были и другие хорошие учителя.

- Какие роли вам пришлось играть?

- Ой, много. Уже по итогам первого же сезона в Рязани меня наградили грамотой и премией за лучшую роль. Это была роль Ежа в спектакле «Гусенок». И Клоуна я там еще играл.

- Вы только в детских спектаклях играли?

- Нет, и во взрослых тоже. В одной рязанской постановке я играл сразу девять ролей. Хотя это не исключительный случай. Здесь в спектакле «Алые паруса» я играю шесть ролей. Практически я занят во всем репертуаре.

- Какие герои вам интереснее – положительные или отрицательные?

- Как обычно, отрицательные интереснее. Там есть что играть, есть что искать. А положительные труднее даются.

- С какими куклами вы работали?

- С разными. Были и марионетки, и петрушки, и тростевые, и паркетные куклы. Но  тростевые куклы - самые любимые. У них больше возможностей, с ними интереснее работать, они живее кажутся.

- На сцене всегда очень важно взаимопонимание между партнерами, а как складываются отношения за ширмой?

- По-разному. Есть партнеры, которых ты чувствуешь, и они тебя чувствуют. А бывает, что каждый свою линию гнет, как говорится, тянет одеяло на себя – тогда труднее.

- А на сцене вам не доводилось играть?

- Приходилось. В «Каштанке» я играю главную роль – Клоуна, который собственной персоной выходит на сцену. Мы сейчас ездим с этим спектаклем по России и за границу. Недавно из Сочи приехали, скоро в Великий Новгород уезжаем.

- Какие эпизоды в вашей карьере вам запомнились больше всего?

- Всякое бывало. В нашей профессии «накладки» нередко случаются: иногда не то слово скажешь или бывает текст забудешь – мы же давно без суфлера работаем. Иногда бывает возможность заглянуть в шпаргалку, но чаще в таких случаях выкручиваемся сами – импровизируем.

- За эти 30 лет вы не устали от кукол?

- Нисколько. Планирую еще несколько главных ролей сыграть.

Юрий Хмельницкий «Волжская коммуна» № 449

4 декабря 2009