Вытянули "Репку"

Итак, «посадил дед репку, выросла репка большая-пребольшая…». Наверное, многие знают эту сказку наизусть. Но сделать спектакль на этот нехитрый сюжет, да еще кукольный – ох как нелегко. Ведь невозможно предложить современным, пусть и очень маленьким, зрителям простую иллюстрацию на тему сбора урожая. И режиссер включил свое воображение, чтобы сотворить персонажей спектакля живыми, с биографией. Дед у него – не просто дед, а пенсионер-дачник, преодолевающий неблизкий путь к своим шести соткам на поезде. Под стать ему и бабка – старательная домохозяйка, и внучка-школьница, видимо, уже знакомая с компьютером.
Больше дела, меньше слов – таков, пожалуй, девиз спектакля. Малышам понятнее визуальный ряд, дополняемый словами, чем назидательное чтение. Ведь, если вдуматься, речь-то в сказке идет о воспитании коллективизма: чего один не сделает, сделаем вместе.
Режиссер поставил перед актерами довольно сложную задачу – играть простые вещи так, чтобы детям было не скучно и все понятно. Артисты Ольга Гуреева, Татьяна Ишмухаметова, Иван Мокроусов и Денис Тайнов с этой задачей справились хорошо: они наделяют своих кукольных героев неподдельными человеческими эмоциями. И получается уже не сказка, а самая настоящая жизнь. А зритель – и маленький, и большой – уже не удивляется, почему репка такая огромная на таком маленьком участке и без удобрений выросла.
Владимир Гусаров, как он сам говорит, хотел, чтобы дети поняли, что «театр кукол – это совершенно особый вид театра. Нужно чтобы кукла вызывала восхищение у ребенка, и он запомнил ее живой, интересной, красивой. И чтобы первая встреча самого маленького зрителя с театром была максимально яркой, светлой и радостной, чтобы ее захотелось повторить вновь и вновь».
Во время спектакля в зале часто раздавался смех, а когда звучала музыка, маленькие зрители начинали дружно прихлопывать, попадая в ритм.
Не последнюю роль в успехе спектакля сыграла интересная сценография театрального художника из Санкт-Петербурга Андрея Севбо. Он опытный мастер: участвовал в оформлении более чем сорока спектаклей самых разных жанров, в том числе постановок Мариинского театра, сотрудничал с Михаилом Шемякиным в его проектах «Щелкунчик» и «Принцесса Пирлипат».
Так, объединив усилия, режиссер, художник и артисты вместе вытянули эту гигантскую на вид, а на вкус веселую и поучительную «Репку». За что зрители их благодарили искренними аплодисментами. Дети ведь не умеют хлопать в ладошки только ради приличия. 


Лев Максимов "Волжская коммуна" № 145
27 апреля 2010