Две сказки о главном
Муниципальный театр «Камерная сцена» в начале сезона поставил для детей новый спектакль «Принцесса в ослиной шкуре» по мотивам сказки Шарля Перро «Ослиная шкура». Театр кукол в тот же день презентовал юным зрителям свою премьеру - «Теремок». Дети остались довольны, родители тоже.
Как Принцесса жениха выбирала
Рассказывать сказки умеет не каждый. Многие годы это была привилегия ТЮЗов. Сегодня сказочниками становятся все, кто хочет. Правда, не у всех получается – специфика. Маленькому зрителю трудно сосредоточиться на чем-то одном в течение часа, его нужно «держать», не давая скучать. Автор пьесы Зинаида Граве и режиссер Софья Рубина об этом не забыли, насытив представление действием, музыкой и танцами в постановке постоянного хореографа театра Надежды Малыгиной. Лаконичные декорации и яркие костюмы Ольги Никифоровой хорошо гармонируют с происходящем на сцене, где начинается «старая сказка да на новый лад».
В некотором царстве, в некотором государстве «жил-был удачливый в делах, сильный, смелый, добрый король со своей прекрасной женой королевой… У них была единственная дочь, красота которой равнялась добродетели». Так у Перро, в «Камерной» немного иначе. Король (Виталий Тимошкин) хоть и добрый, но трусливый: готов отдать дочь первому встречному, лишь бы избежать неприятностей. А Принцесса (Екатерина Товпеко), несомненно, юна и прелестна, но с характером – не больно-то послушна родительской воле. Видимо, сказывается отсутствие материнского влияния, папаша ее, судя по всему, вдовец. Ему лишь бы пристроить дочь, поскорее освободиться от родительских обязанностей. Нет, он ее, конечно, любит. Но страх перед злым волшебником Макадабром (Николай Саратовцев) сильнее отцовской любви. Этот тип может превратить кого угодно в крысу или жабу, что и делает с подданными короля, демонстрируя свои злодейские возможности. Но для Принцессы он готов сделать все. Платье из лунного света – пожалуйста. Из солнечных лучей – извольте. Но Принцесса, примерив и то, и другое, требует шкуру его любимого осла. Макадабр и на это идет - ради любви.
Герои здесь свои эмоции и мысли именно «поют», а не излагают словами.
Вот тут-то все и начинается. Принцесса напяливает на себя злополучную шкуру, и процесс сватовства приобретает иной характер. Многочисленные искатели ее руки не могут разглядеть за ослиной личиной подлинную. И только Он, единственный… Однако, позвольте, по сказочным законам, если есть злой волшебник, должен быть и добрый. Как без этого добро победит зло? В сказках так бывает всегда. А тут появляется какой-то принц-лоботряс по имени Ромуальд (Руслан Бузин) с наушниками и ай-подом, танцующий дурацкий танец и, самое ужасное, вовсе не желающий сочетаться брачными узами. Но он-то (как вы догадались?) и разглядел за ослиной шкурой прелестное личико и стройный стан Принцессы. И, разумеется, влюбился. Впрочем, не до потери сознания. Иначе как бы он смог одолеть в единоборстве злого волшебника, показав владение приемами каратэ и лишив того способности превращать людей в крыс и лягушек. Маленькие зрители, доброжелательно встретившие веселого, спортивного Ромуальда, облегченно вздохнули. Добро все-таки победило зло.
Могло ли быть по-другому? Могло, говорит спектакль. Если прочитать сказку назидательно и скучно, а не так озорно и весело, как это сделали молодые артисты, сами еще недавно бывшие детьми.
Как медведь проводил реконструкцию
Самарский театр кукол тем временем решил напомнить своим зрителям вечную историю о «Теремке», с трудом созданном и обжитом друзьями-зверятами, и до основания разрушенном растяпой Медвежонком.
Творческий процесс в театре для самых маленьких не затихает ни на мгновение: вскоре после открытия 79-го театрального сезона его репертуар пополнился еще одним новым спектаклем. Жанр «Теремка» в постановке нашего старого знакомого — тульского режиссера Олега Русова (в Самаре он уже поставил «Алые паруса», «Петушок-Золотой гребешок», «Дюймовочку» и «Академию мультизвезд») сам его автор определил как музыкальную сказку. Герои здесь свои эмоции и мысли именно «поют», а не излагают словами. Русов намеренно не стал перерабатывать сказку или добавлять в нее какие-то новые смыслы, поскольку убежден, что важно сохранить основную идею, которая изначально заложена в самом сюжете: чтобы вместе построить дом, важно оставаться друзьями. Режиссер признался, что, работая над спектаклем, увидел в этой сказке много такого, чего раньше не замечал, и надеется, что зритель тоже это увидит.
«Мы поставили не просто «Кто в тереме живет?», - пояснил сам Олег Русов. - Это большой музыкальный и, если хотите, даже философский спектакль».
Музыку к «Теремку» написал харьковский композитор Игорь Гайденко. Оригинальную сценографию создал самарский художник Сергей Горелов. Главный элемент спектакля - собственно теремок - здесь не просто деревянный домик, а особый образ, который символизирует собой мир глазами ребенка. Роли в спектакле исполняют артисты Татьяна Ишмухаметова, Иван Мокроусов и Анастасия Мирониченко, играющие сразу по несколько ролей: от сразу же влюбившей в себя всех зрителей застенчивой Мышки до абсолютно не злобного и безобидного Волка. А Медвежонок в финале все-таки собственноручно (или «собственнолапно») восстановит разрушенный по недоразумению домик...
Рассчитан «Теремок» на зрительскую аудиторию в возрасте от 3 до 8 лет. И после спектакля ребята вместе с родителями с удовольствием оставляли свои впечатления и благодарности в журнале отзывов.
Автор: Юрий Хмельницкий
"Волжская коммуна"
28.09.2010, №355