Ирина Пашкевич: "Никогда не устану работать для детей"
Актриса Самарского театра кукол Ирина Пашкевич удостоена звания заслуженной артистки России и принимает поздравления от многочисленных друзей и коллег. Корреспондент «ВК» встретился с актрисой в это приятное для нее время и попросил поделиться впечатлениями.
- Для вас это звание - большое событие?
- Конечно, как и для любого артиста. Это признание того, что я делаю.
- Вы как-нибудь отмечали награждение?
- Известие меня застало летом, во время отпуска, на теплоходе. Из обкома профсоюзов мне позвонили и вдруг стали поздравлять, а я понятия не имела, с чем. Конечно, было неожиданно и приятно... Интересное праздничное представление получилось в театре. На сцене шла репетиция нового спектакля, и мы накрыли импровизированный стол так, что получилось, будто он тоже элемент декораций.
- Ваше отношение к работе теперь как-нибудь изменилось?
- Я бы не сказала, что теперь стану относиться к ней еще ответственнее. Я так думаю, что и звание получила именно потому, что всегда очень ответственно относилась к своей работе, к своим зрителям — детям. И всегда думала про это так: в первую очередь, надо быть честным по отношению к своей профессии. Этим и живу.
- Вы сказали, что ваш зритель — в основном дети. Не устаете от них? Публика ведь требовательная...
- Да, очень! Дети не терпят никакой лжи. Если что-то им не нравится, тут же начинают заниматься своими делами. Но если я слышу положительную реакцию зала, значит, все делаю верно. Это взрослый может досидеть неинтересный спектакль, крикнуть «браво» из уважения к труду актеров. Ребенок никогда ничего не сделает просто так, из вежливости. Во время спектаклей я получаю от детей колоссальный заряд энергии и для них никогда не устану работать.
- Как вы считаете, какие роли сделали вас по-настоящему заслуженной артисткой? Какими вы гордитесь?
- Во-первых, моя последняя работа в «Карлике Носе». О такой я мечтала всегда - чтобы в спектакле можно было и танцевать, и петь, и работать с куклой. Мне казалось, что такого не может быть. Даже когда режиссер Игорь Игнатьев приступил к постановке, я не сразу осознала, что это моя роль. В ней я безумно устаю, нагрузка очень большая, но усталость эта замечательная. Буду работать в ней, пока хватит сил... Есть и другие яркие, особенно важные для меня роли. Например, мне очень нравится играть в спектакле «Любовь к одному апельсину» Сергея Гаврилова из Ульяновского театра кукол - там я Клариче и старушка. Еще казанский режиссер Ильдус Зиннуров поставил спектакль «Али-Баба и сорок разбойников» — люблю эту роль, потому что там во многом приходится играть саму себя.
- Вы почти всю жизнь работали в Самарском театре кукол, верно?
- Да, после школы я поступала в драматический, как обычно девчонки мечтают, но не прошла. Готовила меня тогда актриса ТЮЗа, и она посоветовала попробовать обратиться к Ренцу, поскольку у него была очень сильная труппа. Я попробовала и не жалею по сей день. Роман Ренц влюбил меня в этот театр. Ему удалось донести до меня, что куклы - это не только физическая нагрузка, но и эмоциональная. Как только надеваешь куклу, ты перестаешь быть собой, полностью перевоплощаешься в свой образ.
- Помните свою первую роль?
- Так получилось, что Ренц почти не ставил новые спектакли (он был уже в возрасте) и в основном меня вводили в те, что уже шли. Первая роль моя была — Аленушка, сестрица Иванушки. Потом Конек-Горбунок в «Скоморохе», Плохиш в «Военной тайне» - вот это спектакль был шикарный! Думаю, что если его из того времени перенести в наше, он бы не проиграл. Там ведь была настоящая лошадь! То есть, конечно, это была кукла, но взрослые всегда спрашивали: «Послушайте, где же вы держите настоящую лошадь?»
- Когда вы поняли, что состоялись как актриса?
- Я много раз себе задавала этот вопрос... Думаю, когда Ильдус Зиннуров поставил спетакль «Аистенок и Пугало». Там я играла роль Лисы и чувствовала такую уверенность, что даже энергетика шла от меня в зал совсем иная, я это чувствовала.... Не так уж давно это случилось, может быть, лет десять назад. Когда-то я думала, что проработаю лет пять и стану настоящей актрисой. Ничего подобного! Нужны годы и годы, чтобы понять куклу, и, конечно, жизненный опыт.
- Есть что-то еще незнакомое для вас в театре кукол?
- Я хотела бы попробовать себя в моноспектакле — проверить, смогу ли я удержать зал. Думаю, что смогу. И наш директор об этом знает, я ее постоянно прошу найти мне режиссера... Кроме того, хочется более драматичные роли играть, серьезные вещи, потому что в комедии нового для меня немного. Но это уже для более взрослой аудитории, а у нас в театре, к сожалению, не ставят для взрослых в последние годы...
- Но тот же «Карлик Нос» взрослым тоже интересен...
- Да, это один из тех спектаклей, которые можно смотреть в любом возрасте, потому что это настоящее шоу.
- Вы работаете с разными типами кукол. Есть такие, которые еще не освоили?
- Марионетка. В «Карлике» вроде бы действует марионетка, но она там сравнительно простая. Если бы мне удалось справиться с более сложной — это была бы для меня новая ступень к совершенству вождения кукол.
- А насколько вы вообще открыты для экспериментов?
- Я готова пробовать бесконечно, лишь бы была возможность, лишь бы предлагали. Всегда хочется проверить, смогу ли я.
Автор: Данила Телегин
"Волжская коммуна"
27.10.2010, № 397