Волшебная мастерская
Корреспондент «СГ» теперь знает, как рождается театральная сказка.
Звонкие детские голоса слышны уже у входа в театр кукол. В фойе ребята спешат сдать одежду в раздевалку- и бегом в зрительный зал. И вот, удобно разместившись в кресле, они готовы наблюдать за волшебством, происходящим на сцене.
Сегодня актеры играют для них сказку «Карлик Нос». Первые музыкальные аккорды...Зал утихает. Но превращения двух фей и волшебника, которые сначала предстают перед ребятами кукольными персонажами, а потом с помощью дымовой завесы «вырастают» до человеческих размеров, заставляют юных зрителей привстать со своих мест и шумно удивиться. Как завороженные, они рассматривают костюмы героев. Яркие, объемные, с большим количеством блесток – такие нравятся детям. А еще им нравится сама сказка, где много чародейства, музыки и сценических эффектов.
Дети увидели только «парадную» сторону представления, а мне вот удалось побывать по ту сторону кулис и понаблюдать, как создается настоящая сказка.
…В волшебном полумраке десяток человек снует туда-сюда с куклами и декорациями. В центре, на высоком помосте, актеры со своими «подопечными», которыми нужно не только управлять, но и озвучивать их. А порой артистам приходится выбегать на сцену и, оставив куклу в руках помощников, отыгрывать музыкальный номер. Потом сломя голову возвращаться на помост, забирая на ходу своего героя, и продолжать действо уже с куклой. И делают это они мастерски,не сбивая дыхание, не забывая текст. Другая часть труппы занимается декорациями. Расположившись под помостом, в случае необходимости меняют их на другие, а для того, чтобы не было видно рук, надевают специальные перчатки. Примечательно, что даже те актеры, которые работают без выхода на сцену во время спектакля, также облачены в красивые костюмы. В них по завершении спектакля они выходят со своими героями на поклон.
Поcле представления мне удалось поговорить с занятыми в нем актерами. Разговаривали мы прямо в процессе снятия грима. Заслуженная артистка России Ирина Пашкевич, исполняющая главную роль – Гиверцены, рассказала, что спектакль был поставлен известным петербургским режиссером Игорем Игнатьевым. Некоторые сцены пьесы режиссер переписывал под характер конкретного актера, затем по меркам шились костюмы, потом проходило поэтапное обучение правильному наложению грима. Ирина рассказала, что они с коллегами приходят за два часа до представления, чтобы успеть наложить грим и распеться.
На вопрос, как они реагируют на то, что некоторые маленькие зрители начинают шуметь во время спектакля, она ответила, что надо работать так, чтобы дети не шумели, чтобы им было интересно.
Исполняющая роль Якоба Татьяна Ишмухаметова во время спектакля работает со своим героем исключительно за кулисами. И ей, оказывается, совсем не обидно, что ее не видят зрители, главное – хорошо сыграть роль.