«Радужная рыбка» на первое

Aвтор: Георгий ПОРТНОВ

Фото: ФОТО АВТОРА

Дата: 03.09.2012

Свет гаснет, из самого зала на сцену выходит поющий задорный, но неуклюжий Рыбак. Общительный герой знакомится с ребятами, рассказывает о своем житье-бытье? и в общем, сразу располагает к себе маленькую публику. К тому же спектакль начинается чуть ли не клоунадой: сначала Рыбак пытается оторвать крючок удочки от своих брюк, затем вылавливает башмак и ловит бешеную муху.

Во всем ему помогают зрители, и юмор и соучастие в происходящем только сближает их с героем. Но вот Рыбаку везет — он неожиданно встречает в пруду невероятно красивую Радужную Рыбку и вместе с публикой следит за ее приключениями. В сценах встречи с другими рыбами и Осьминогом героиня сразу обнаруживает свой главный недостаток — эгоизм и самовлюбленность. Она считает себя слишком красивой для того, чтобы играть с себе подобными и помогать моллюску считать щупальца. Но с такими взглядами Радужная Рыбка быстро остается одна. А Рыбак с ребятами прикладывают все усилия для того, чтобы выручить героиню.

Маленькие зрители настолько вовлечены в происходящее, что давно принимают Рыбака за «своего» и постоянно вызывают актера на диалог. А ему, отступая от сценария, приходится импровизировать. «У вас носки разного цвета!» — замечает ребенок. «Ну и что?» - парирует Рыбак. Поначалу растерянный перед детской непосредственностью, он быстро находит общий язык с ребятами. Вскоре они, поняв логику спектакля, сами подсказывают героям ответ на вопрос о том, что же делать самолюбивой Радужной рыбке: «Попросить прощения у Осьминога!».

Все в этом спектакле рассчитано на то, чтобы маленький зритель чувствовал себя в зале, как в своем домашнем уголке: и уютное камерное пространство, и добрые куклы, похожие на домашние игрушки, и незамысловатые декорации (сделанные из цветной яркой ткани деревья, куст, пруд), и сама возможность участия в происходящем наравне с молодым актером Андреем Братаевым. Удивительным образом он успевает общаться со зрителями как рассказчик, фигурировать в качестве автономного героя и работать как кукловод, творящий на сцене целый сказочный мир со множеством разнохарактерных героев. Эффект, задуманный режиссером-самоучкой из Штутгарта Нелли Айххорн, достигнут. После спектакля дети довольно смеются: они только что побывали в мире сказки, помогли героям справиться с проблемой и самое главное — сдружились с ними. Их мамы тоже рады, ведь лучший подарок для родителя — видеть счастье своего ребенка.

Об этом спектакле говорили за несколько месяцев до премьеры. Нелли Айххорн, филолог по образованию, больше 30 лет посвятившая кукольному театру и руководящая собственным театром, сама написала сценарий «Радужной рыбки», придумала сценографию. Ее по эскизам Айххорн исполнила художник Юлия Горелова. В достаточно короткие сроки, находясь в Самаре, Айххорн вместе с Андреем Братаевым подготовила спектакль. В итоге «Радужная рыбка» получилась хорошим репертуарным спектаклем, с которого желательно начинать знакомство зрителя от трех лет с театром, поскольку в постановке есть все необходимое ребенку этого возраста, от возможности пообщаться и похулиганить до приобщения к основам нравственности в игровой форме. «В этом спектакле мне нравится то, что в ненавязчивой игровой форме на простых примерах Рыбки ребенку показывают, что такое дружба и как важно беречь природу, - говорит директор кукольного театра Ольга Дикушина. - Этот спектакль приобщает ребенка к социуму, что тоже очень важно». Велика вероятность того, что сотрудничество нашего кукольного театра с Нелли Айххорн продолжится. Пока же театр кукол готовит новый спектакль «Ах, Самара» Амелы Вусенович.