Любимые игрушки Карабаса-Барабаса, Или Как живет самарский театр кукол накануне своего 75-летия

О насущных проблемах Самарского кукольного театра с нами любезно согласилась побеседовать заместитель директора театра Валентина Александровна ПЕТЕРС.

- Для чего детям нужен кукольный театр?

- Кукольный театр был всегда, испокон веков он был для детей первым театром. Вспомним такое явление, как домашний кукольный театр. В него играли еще наши прабабушки и прадедушки.

- У нас на Руси был народный кукольный театр, когда на ярмарках показывали представление с Петрушкой.

- И это тоже. Но я говорю о домашних спектаклях. В них проявляется потребность души в творчестве. Ведь недаром девочки играют в куклы, а мальчики в машины. Почему? Дети меняются из поколения в поколение, а игры остаются. Это было, есть и будет. Детский кукольный театр - это приглашение в сказку. А какая мораль каждой сказки? Добро побеждает зло. Это всегда будет, во всех поколениях. Возможно, в будущем технический прогресс кардинально изменит кукольный театр, но куклы останутся, по той простой причине, что ребенок растет среди игрушек и самовыражается в игре с ними.

- Может быть, дело в том, что у человека изначально есть потребность в игре?

- Наверно, это так. Для ребенка легче донести постигать мир в игре, через куклу, потому что она является носителем однозначного образа. Они только плохие или хорошие. Лиса Патрикеевна - хитрая, Волк - однозначно плохой и злой. Дети горячо сопереживают героям действия. Если, например, Лиса крадется за Петушком, дети всегда кричат: «Сзади! Она сзади! Вон она!» У нас раньше взрослые сидели в фойе во время спектакля. Двери из зрительного зала в жару бывали открыты. Но вместо того, чтобы прислушиваться к спектаклю, родители разговаривали. Мы говорили им: «Вот сейчас ваш ребенок выйдет со спектакля с горящими глазами, он будет рассказывать о спектакле. А вы не сможете говорить с ним на одном языке, потому что вы не видели этого спектакля». Нам отвечают: «Да мы знаем эту сказку». Мы говорим: «Одно дело знать - другое дело сейчас увидеть эту сказку со своими детьми». Многие родители, которых мы уговорили посмотреть спектакль, потом благодарили нас. Они стали нашими постоянными посетителями. Неудивительно, ведь и наши сотрудники ходят на спектакли с внуками, прекрасно зная всю подноготную сотворенного чуда. Мы живем в стрессовое время, поэтому так важно для нас отвлечься хотя бы на час и вспомнить детство. Я скажу фразу, которая может показаться избитой: кукольный театр - это первое знакомство ребенка с волшебным миром искусства.

- А с чего начинался кукольный театр в нашем городе?

- Начало истории нашего театра - 1932 год, когда силами пяти человек был создан кукольный театр на профессиональной основе. Работали без режиссера. Артисты театра не имели специальной подготовки - ее заменяло самообразование и энтузиазм. Наш театр работал и во время войны. Обращались к военной тематике. Часто ставили спектакли по произведениям Гайдара. В тяжелые послевоенные годы было много спектаклей воспитательного характера.

- В 60-х годах нашему театру отдали часть помещения (крыло) в ТЮЗе (здание-инвалид на Самарской улице - для тех, кто не помнит). Затем театр перевели в здание на Ново-Садовой улице ( сейчас здесь находится Внешторгбанк). Наконец в 1973 г. мы переместились в нынешнее здание, на ул. Л.Толстого, 82 (бывший кинотеатр). Но всегда остро стояла и стоит проблема с производственными цехами. Театр и производственные цеха - в разных местах города, это очень неудобно.

- Судя по всему, это только часть проблем, стоящих перед вашим театром?

- В значительной степени нас волнует нехватка площадей. В первую очередь это фойе. Наш зал рассчитан на 230 мест - этого достаточно. Но зрители не помещаются в фойе. Родители возмущаются, что им негде перед спектаклем посидеть с детьми. Из-за тесноты зрители некомфортно себя чувствуют, и мы вместе с ними.

- А вы никогда не просчитывали, каким ваш театр должен быть: на сколько зрителей, размеры, архитектура и прочее?

- Давно уже разработан проект нового здания театра кукол, который задумано построить на Воронежских озерах. В проекте нарисовано здание в стиле хай-тек. Оно отвечает основным требованиям, предъявляемым к современному театру кукол.

- Зрителей часто интересует вопрос: кто работает в театре в качестве актеров?

- Основной костяк труппы - выпускники курса актеров-кукольников, который был создан на базе музыкального училища по инициативе главного режиссера театра Романа Борисовича Ренца. Наряду с этим в театр были приглашены другие актеры, получившие образование как актеры-кукольники. Недавно наша труппа пополнилась тремя актерами. Двое из них - выпускники Ярославской высшей театральной школы, а третий учится заочно в Санкт-Петербургской академии театрального искусства.

- Молодые актеры заинтересованы материально в том, чтобы принять приглашение нашего театра?

- Наше областное правительство ввело контрактную систему при приеме на работу выпускников театральных училищ. С этими выпускниками мы подписываем тройной договор: между актером, нашим театром и областным министерством культуры и молодежной политики. Заключив такой договор, будущий актер в течении последних 6 месяцев получает доплату к своей стипендии в размере 600 рублей. И плюс подъемные в размере примерно 50 тысяч рублей. Неплохо?

- Актеры, приезжающие к вам, имеют жилищные проблемы?

- Это не их проблемы, а проблемы нашего театра. Театр снимает квартиру и оплачивает проживание.

- Раз уж мы затронули вопрос быта актеров, скажите, какая у вас средняя зарплата в театре?

- 6-7 тысяч рублей, по нашим меркам это неплохо.

- Сколько у вас стоят билеты?

- От 50 до 70 рублей.

- Это очень доступные цены.

- Особенно если учесть, что у нас очень дорогое производство. Для того чтобы поставить спектакль, нужны немалые вложения. А ведь этот спектакль надо как-то окупать. Вот и пускаемся на хитрости…

- Игрушки в фойе продаете?

- Да, у нас есть маленький киоск. И вот сравните: себестоимость игрушки – копейки, их же штампуют вагонами, а наш спектакль - это штучный продукт. Сколько сил и средств бывает потрачено на постановку нового спектакля!

- Ясно, что стоимость билетов никогда не сможет окупить всех расходов.

- Конечно, нет. Мы благодарны поэтому областному правительству, оно нас поддерживает. По сравнению с другими областями финансирование нашего театра находится в более выгодном положении.

- Скажите, в репертуаре вашего театра, кроме спектаклей для детей, есть спектакли для взрослых?

- Нет, наш основной зритель - дошкольники, младшие классы школы. Но есть и спектакли, которые мы делаем для средней возрастной группы школьников.

- То есть, можно сказать, для подростков?

- Да, например, «Алые паруса». Или спектакль «Сказка о рыбаке и золотой рыбке». Это созвучно школьной программе. Школьники стабильно посещают этот спектакль. Мы часто показываем его на выездных спектаклях в школах.

- Когда к вам на спектакль приходят дети, вы чувствуете их заинтересованность и сопереживание?

- Даже когда мы, взрослые, смотрим детские спектакли, насколько мы духовно обогащаемся! Но вы даже не представляете себе, насколько горячо реагируют на спектакль дети! Почему? Потому что у детей еще не издерганы и не испорчены их маленькие сердечки. Это мы, взрослые, можем лукавить и притворятся, а дети этого не умеют. Ребенок всегда с горящими глазами выходит из театра - родители подарили ему праздник, приведя в театр.

Владимир ОЛОВЯНИШНИКОВ
Газета "Волжская Коммуна"
15.03.2007